logo search
Sbornik_2011

Специфика невербальной коммуникации в процессе межкультурного общения

Человек является социальным существом, поэтому сфера общения занимает очень важное место в его жизни. Для достижения своих целей человек кооперируется с другими людьми. Но очень часто при попытке договориться происходят «сбои»: недоговорки и непонимание, неспособность объяснить, понять, принять мнение другого человека. Такие нарушения негативно влияют на кооперацию и эмоциональную сферу индивидов. Чтобы минимизировать непонимание в общении, нужно владеть всеми доступными средствами общения. Такими средствами являются, в том числе, невербальные способы коммуникации.

Так как невербальная коммуникация относится к довербальному, первичному языку (каждый ребенок овладевает сначала довербальными средствами общения и общается языком жестов, пока не заговорит), следовательно, невербальные сигналы особенно ценны потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. А овладение невербальными средствами общения создает основу для способности к нему.

Под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между индивидами посредством использования общей системы символов; обладание взаимным восприятием и попытки влияния друг на друга. Знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Следовательно, невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. communicatio – общаться) – поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов, – является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению [3]. Если научиться вести себя подобным образом, можно достичь высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств – 38%, мимики, жестов, позы – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, сколь то, как это делается [2]. Невербальные сигналы важны в общении по нескольким причинам: они позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника; отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придается разное значение. Поэтому для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре [1].

Невербальную речь люди осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, подражание. И когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами.

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно и требующий дальнейшего социологического изучения.

Литература: 1.Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. – 246с. 2.Пиз А. Язык телодвижений.- пер. с англ. Н.Е. Котляр. - Ниж. Новгород: «Ай Кью», 1992. – 258с. Доступно на: www.koob.ru/pease/body_language. 3.Harper R.G., Wiens A.N., Matassaro J.D. Nonverbal communication. N.Y.–L.: J. Wiley & Sons, 1978, 355 p. Режим доступа: www.psylive.ru/?mod=psydictionaries&id=2872&ltr=13.

Вітенко Юлія

Національний авіаційний університет

(Україна, м. Київ)