logo search
Sbornik_2011

К вопросу о преподавании религиозных предметов в системе среднего образования Украины

В современном украинском обществе религия играет одну из ключевых ролей для его развития и функционирования. В концептуализацию социологического понимания данного феномена, среди прочих, значительный вклад внесли О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Б. Малиновский, П. Сорокин, М. Хилл, Т. Лукман и др. Однако современные трансформационные процессы института религии в Украине требуют новых исследований и исследовательских подходов.

Сегодня в Украине распространяются конфликты на религиозной почве, обостряются проблемы секуляризационных процессов, разобщающего влиянии религии, религиозного обучения в школах.

В перспективе последнее может экстраполироваться на высшую школу, то есть на студенческую молодежь. В данной работе мы преследуем цель актуализировать социологическое изучение введения религиозного образования в систему школьного образования Украины.

Во-первых, необходимо изучить опыт европейских государств в данном вопросе. В школах большинства стран Европы: в Великобритании, Германии, Дании, Австрии, Белигии и в других государствах соответствующие предметы являются частью программы.

Например, в Финляндии дети имеют право изучать в школе свою собственную религию, если хотя бы несколько детей принадлежат к этой религии, либо они могут быть освобождены от религиозного обучения. Если хотя бы 5 учеников не придерживаются никаких религиозных убеждений, для них вводится обязательный курс внерелигиозной этики.

Целью этого предмета является предоставление учащимся возможности систематически заниматься вопросами ценностей и смысла жизни. Такое обучение должно быть идеологически и религиозно нейтральным, хотя оно не должно неизбежно исключать культурные и образовательные ценности христианства [1]. В среднем, на преподавание религиозного предмета в каждом классе выделяется по 2 часа в неделю.

Особый вклад в разрешение сложившейся дискуссии внес доклад Р.Дебрэя «Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии», опубликованый в феврале 2002г. [2], в котором рассматривается вопрос нахождения оптимума по вопросу введения учебных предметов религиозного образования в образовательный процесс в государственных школах [3].

В России, где данный вопрос также активно дискутируется, исследователи говорят о возникновении феномена клерикализации, что означает стремление опосредовать все сферы интеллектуальной деятельности системой богословско-теологического мышления, регламентировать личную и общественную жизнь религиозными нормами [4, с. 104-109].

Отдельно мы хотим обратить внимание на некоторые трудности в реализации преподавания религиозных предметов в школах. Одной из основных трудностей является перегруженность школьной программы, из-за чего введение дополнительных дисциплин сегодня весьма затруднительно. Есть проблемы и с подготовкой соответствующих кадров. Вызванные недостаточным уровнем подготовки попытки отдельных преподавателей упростить изложение приводят к полной неразберихе.

Одним из важных условий преподавания в светской школе религиозных предметов является требование в преподавателям соблюдать корректность и объяснять без примитивизации, уметь дать почувствовать, не навязывая своего мнения [3].

Со всеми этими трудностями, естественно, может столкнуться и наше государство при введении «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах. Поэтому, прежде чем вводить факультативные курсы «ОПК», нужно провести огромную подготовительную работу: качественно составить соответствующую литературу для преподавания, подготовить учителей, а также юридически зафиксировать право родителей выбирать тот или иной предмет. Параллельно с этим необходимо провести комплекс научно-исследовательских и практических мероприятий, направленных на изучение общественного мнения, а также разработку соответствующих социальных технологий сопровождения реализации данной инициативы (в области управления, культуры, соц. сферы и т.д.).

На сегодняшний день мы ставим под сомнение целесообразность интенсификации процесса внедрения в систему школьного образования курса «ОПК». Данный вопрос нуждается в современном теоретико-социологическом осмыслении с обязательным эмпирическим сопровождением и экспертизой существующих управленческих решений, чего, к сожалению, в данное время мы не наблюдаем.

Литература: 1.Кирьянов Димитрий. Правовые аспекты выстраивания отношений между Церковью и государством в области религиозного образования: международный опыт/Кирьянов Дмитрий Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/255946.html. 2.Debray Regis. Rapport au ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laique», Fevrier 2002. – Paris: Odile Jacob, 2002. 3.Понкин И.В. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования/Понкин. И.В. [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2521. 4.Родионов С.Н., Шевцов Р.П. О религиозной тематике в школьном образовании/С.Н. Родионов, Р.П. Шевцов// СОЦИС № 3, 2008, - Наука, 160 с.

Пасика Владислав

Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина

(Украина, г. Харьков)