logo search
Sbornik_2011

Нациоцентризм как основное информационное поле самоидентификации в современном мире

Глобализация – это причина активизации нациоцентризма в современном европейском обществе, поскольку процесс глобализации предполагает видение мира как «единой системы», где происходит потеря значимости национально-культурной идентичности и идет процесс создания транснационального сообщества. Эту ситуацию можно представить в двух стратегиях самореализации субъекта в мировом пространстве:

1) стремление к интеграции и глобализации;

2) стремление к нациоцентризму и автаркизации, где нациоцентризм предстает как убежденность в превосходстве собственной этнической группы, стремящейся к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Свободный выбор субъектом информационных полей в существующей социальной реальности является предпосылкой для подрыва голоса государства как основного субъекта политики в границах своей территории. Государство, имея доступы ко всем информационным ресурсам, создает систему означающих, которые могут быть отнесены к строго определенным означаемым в виде «словаря» смысловых приоритетов. Ф. Р. Анкерсмит в «Возвышенном историческом опыте» представлял «словарь» как систему неких символические критериев, которые позволили бы создать наиболее убедительный нарратив истории для той или иной эпохи. Государство, как создатель и хранитель «словаря», выступает источником того символического поля информации, в семантических границах которого субъект способен конструировать свою идентичность. Условием успешного функционирования такого «словаря» должна быть, во-первых, его узнаваемость, апелляция к определенному опыту на рациональном либо иррациональном уровне. И, во-вторых, он должен быть динамичной, открытой системой для ввода новых смысловых конфигураций. Имея монополию на конструирование и сохранение такого «словаря», государство в модерной системе может контролировать каждого субъекта, а также быть источником смыслов для самоидентификации субъекта в его территориальном и смысловом пространствах. В ситуации множественности информационных полей субъект сам становится конструктором своей идентичности, выпадая из системы дискурсивного контроля государства.

Критика модели мультикультурализма в современных европейских странах является прямым следствием осознания государством необходимости политики нациоцентризма.

Мультикультурализм, по сути, стал политикой подрыва ценностной однородности общества при декларируемом культурном разнообразии, что привело к проявлению нетипичных для европейской культуры форм манифестации коллективной идентичности, таких, например, как жесткий национализм, этническая и религиозная нетерпимость. Убежденность в превосходстве собственной этнической группы (расы, народа) приводит к явной агрессии по отношению к другим социальным общностям.

Благодаря СМИ на сегодняшний день политика нациоцентризма является тем информационным полем, в котором современный субъект зачастую вынужден осуществлять свою национально-культурную самоидентификацию.

Ориентация на политику нациоцентризма позволяет нам говорить о реконструкции значимости европейских ценностей, реализованной в контексте повышенного внимания к традициям европейской культуры. Задача государства при этом – не только привлечь внимание к этническим и общеевропейским аспектам формирования самосознания граждан своей страны, но и попытаться вернуть себе ту позицию хранителя информационного поля, которая позволит осуществлять контроль над основными сферами социальной действительности.

Бегішева Лілія

Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова

(Україна, м. Київ)