logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности

Приобщение личности к предметам художественной куль­туры и качество их восприятия в значительной степени зави­сят от самой личности, ее духовного потенциала. Духовный потенциал предполагает наличие определенных свойств, от которых зависит успешность той или иной деятельности. М. С. Каган рассматривает эту проблему через призму четы­рех видов человеческой деятельности — преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникатив­ной. Для успешного осуществления преобразовательной дея­тельности (созидательной, творческой) требуется способность к созиданию, познавательной — к познанию, ценностно-ори­ентационной — к оценке, коммуникативной — способность к общению, взаимодействию. Эти свойства у каждого человека выражены в разной степени и составляют духовный, или лич­ностный, потенциал, социально-психологический слой. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге.

Их органическое слияние составляет пятый вид — худо­жественную деятельность, в основе которой лежит способ­ность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким обра­зом, оказывается, что способность к художественной дея­тельности соединяет в себе способности к созиданию, по­знанию, оценке и общению. Именно эта интегративная спо­собность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности. Она про­является в специфической способности овладеть "языком" искусства.

Для проверки предположений о зависимости художествен­ной культуры личности, ее способности к художественной деятельности от общего духовного потенциала, т. е. от спо­собности к созиданию, познанию, оценке и общению, были проведены исследования. При этом выделенные свойства рас­сматривались как проявляющиеся и формирующиеся в уже названных видах деятельности. Но эти виды деятельности — преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентаци- онный и коммуникативный, были сведены к двум: производ­ственно-общественному и семейно-досуговому, в которых они проявляются. Таким образом, в исследовании фиксировались способности созидательные, познавательные, ценностно-ори- ентационные, коммуникативные, а также успешность выпол­нения производственно-общественных и семейно-досуговых ролей по степени активности и содержательности. В зависи­мости от их сформированности исследовательским коллекти­вом НИИ искусствознания были выделены типы [9, с. 285]:

  1. Несформировавшиеся — это люди, у которых недоста­точно сформированы все четыре духовных потенциала (спо­собности к созиданию, познанию, оценке и общению), одно­временно они плохо выполняют свои социальные роли — производственно-общественные и семейно-досуговые. Таких среди опрошенных горожан — 11%.

  2. Эклектично развитые. В эту группу входят те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто успешно выполняет только одну из социальных ролей — производственно-общественную или семейно-досуговую. Их среди исследованных 52%.

  3. Односторонне развитые. В эту группу вошли две кате­гории респондентов: а) с развитыми тремя или четырьмя ду­ховными потенциалами, но плохо выполняющие одну из со­циальных ролей — это две трети данной группы; б) успешно выполняющие обе социальные роли, но сформированы лишь отдельные духовные потенциалы. В целом эта группа состав­ляет 21% среди других типов.

  4. Разносторонне развитые. У них сформированы три или четыре духовных потенциала и успешно выполняются. обе социальные роли. Составляют 16%.

Эти типы выделены без учета способности к художествен­ной деятельности, и важно выявить их связь с художествен­ной культурой личности. Эта связь очевидна. Развитие ду­ховного потенциала человека, его способностей к созиданию, познанию, оценке и общению сопровождается ростом худо­жественного вкуса: в первом типе людей с высоким художе­ственным вкусом 5%; во втором — 9%; в третьем — 25% и в четвертом — 57%. Эта тенденция видна также по данным о посещении учреждений культуры и искусства: театров, кон­цертных залов, кинотеатров, художественных музеев, а так­же по данным о чтении книг — от 16,2 до 47,2% и в уровне образования. С высшим образованием в первом типе 1%; во втором — 10%; в третьем — 22%; в четвертом — 39%. Обрат­ные тенденции наблюдаются у представителей с начальным, неполным средним и средним образованием — от 99 к 61%. Зависимость принадлежности к тому или иному типу от вос­питательного воздействия подтверждается образовательным уровнем семьи. От первого к четвертому типу увеличивается число семей с высшим и средним образованием, уменьшает­ся — с начальным и неполным средним. Тесно связано с раз­витием личности внимание к художественному воспитанию детей. Посещение учреждений культуры и искусства совер­шенствует духовный мир и социальную практику. В детстве посещали театры: в первом типе — 27%; во втором — 49%; в третьем — 63%; в четвертом — 74%; на концертах бывали соответственно — 16, 34, 46, 58%; в музеях и на выставках — 16, 30, 42, 57%.

Каждому периоду развития сознания ребенка соответ­ствует ведущий на данном этапе тип художественной дея­тельности, который находится в связи с особенностями струк­туры личности ребенка данного возраста (Б. П. Юсов). Этот тип художественной деятельности — именно ведущий, а не един­ственный и не единственно возможный, конечно, в данном возрасте. В каждом периоде разные виды художественной деятельности сосуществуют, но один вид наиболее полно от­ражает тенденцию возраста. Чередование периодов определя­ет и субординацию искусства внутри периода, и иерархию искусств от одного периода детства к другому. Тот вид худо­жественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они еще не достигли времени возрастной актуальности или, на­оборот, уже перешагнули за его черту [см.: 13, с. 33-34].

Художественное воспитание связано не только с перио­дами развития сознания. Наиболее полное и всестороннее формирование художественной культуры происходит под воздействием не одного, а всех пяти видов искусства. Отсут­ствие даже одного из них в структуре интересов личности оказывает существенное влияние на художественную куль­туру, в частности на художественный вкус. Чем меньше чис­ло потребляемых видов искусства, тем хуже развит худо­жественный вкус. По результатам исследования НИИ искус­ствознания, наиболее высокий уровень художественного вкуса у тех, кто приобщен ко всем видам искусства и относится к четвертому типу. Самый низкий уровень у представителей первого типа, интересующихся менее чем тремя видами ис­кусства. Данные о художественном вкусе по пяти видам ис­кусства: в первом типе 40% с хорошим художественным вку­сом; во втором — 29%; в третьем — 36%; в четвертом — 72%; по четырем видам искусства соответственно — 23, 16, 34, 63%; по трем — 2, 6, 19, 44%. Таким образом, даже хорошо организованное приобщение к одному из видов ис­кусства, например, к музыке, не дает настоящего эффекта в развитии художественной культуры. Важно комплексное воздействие на личность всех видов искусства.

Выяснилось и то, что есть виды искусства, деятельный интерес к которым связан с особо высоким уровнем художе­ственного вкуса. Деятельный интерес всегда дает больший эффект, но различный по видам искусства. Лидируют изоб­разительное искусство и театр, затем идет литература. Мень­ше всего художественному развитию способствует кино, в котором определяющую роль играет сюжет. Не одинакова роль эстрады и серьезной музыки для выявленных типов личнос­ти. Серьезная музыка становится значительным фактором ху­дожественного развития третьего и четвертого типов. Для первого и второго типов плодотворнее оказывается эстрада из-за неподготовленности и трудности восприятия серьезной музыки. Для третьего и четвертого типов эстрада является лишь формой отдыха, но не фактором духовного развития.

Сравнительные данные потребления искусства по теле­видению и прямому каналу показывают, что лучшие резуль­таты в развитии художественной культуры личности дает сочетание телевидения с прямым каналом — посещением учреждений культуры и искусства. На втором месте по уровню сформированности вкуса те, кто приобщается к художествен­ной культуре только по прямому каналу, а на третьем — кто пользуется только телевидением.

Таким образом, уровень художественной культуры лич­ности находится в прямой зависимости от социально-пси- хологического типа личности, ее духовного потенциала. Это прослеживается на потреблении произведений искусства раз­личными типами. Важно развитие активно-деятельного от­ношения к искусству с детских лет через создание условий для приобщения к различным его видам и жанрам, воздей­ствующим на художественную культуру.

Выводы

Художественная культура является частью духовной куль­туры общества. Ее понятие можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком — художественная куль­тура представляет собой совокупность ценностей, воплощен­ных в произведениях искусства и воздействующих на созна­ние человека, а также качественный уровень восприятия и усвоения личностью этих ценностей. В узком смысле слова ее понимание можно отнести только к личности, подразу­мевая художественный вкус, знания, опыт, навыки, способ­ности, потребности, интересы.

Структура художественной культуры связана с процесса­ми производства, хранения, распространения и потребления произведений искусства. В этих процессах участвуют соци­альный субъект, осуществляющий конкретную деятельность, сами произведения искусства и социокультурные институты. Художник как субъект осуществляет творческую деятель­ность и создает то или иное произведение искусства, буду­чи связанным с творческим союзом. Публика как социальный субъект включена в деятельность по потреблению художе­ственных ценностей в рамках какого-либо социокультурного института. Связующую деятельность между производством и потреблением осуществляют работники социокультурных институтов, распространяя, распределяя, тиражируя создан­ные художественные ценности.

Говоря о художественной культуре, важно иметь в виду качество созданных произведений, их восприятие публи­кой и качество обслуживания. Качество произведений ис­кусства зависит от свойств созидающего субъекта, от его сущностных сил, индивидуальности личности. В оценке ка­чества не может быть одинаковых суждений специалистов и публики, у которых разные уровень подготовленности и критерии. Восприятие публики во многом определяется обы­денным сознанием, часто предпочтение отдается содержа­тельно-смысловым, а не художественным ценностям. Зако­номерности художественного восприятия связаны с возрас­тными, образовательными особенностями, а также с общим духовным потенциалом личности.

Духовный потенциал — это способности к созиданию, познанию, оценке, общению и возможности успешно осуще­ствлять производственно-общественную, семейно-досуговую или какую-либо другую деятельность. Эти потенциальные способности, возможности определяют и успешность худо­жественной деятельности. Чем выше уровень духовного по­тенциала личности, тем выше уровень ее художественного вкуса, и наоборот. Искусство же, в свою очередь, развивая художественный вкус, оказывает влияние и на духовный потенциал личности, формирует духовный мир и воздействует таким образом на совершенствование социальной практики человека и его социокультурные ориентации.

Вопросы для самоконтроля

1. Существуют различные подходы к понятию и структу­ре художественной культуры. 340

  1. Известно, что художественная культура, уровень ху­дожественного вкуса зависят от духовного потенциала лич­ности.

Литература

  1. Афанасьев Ю. JI. Социально-культурный потенциал ху­дожественной деятельности. — Львов: Свит, 1990. — Гл. III.

  2. Вопросы социального функционирования художествен­ной культуры: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. Г. Дадамян. - М: Наука, 1984. - С. 86-134.

  3. Дмитриевский В. Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. - 347 с.

  4. Журавлев В. В. Мир художественной культуры. - М.: Мысль, 1987. - Гл. 1.

  5. Мартынов Ф. Т. Человеческое бытие и бытие произведе­ний искусства. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - Гл. III.

  6. Рощин А. А. Художественная культура как фактор фор­мирования индивидуальности: Автореферат ... канд. наук. - СПб., 2000. - 23 с.

  7. Соколов К. Б. Социальная эффективность художествен­ной культуры. М: Наука, 1990. Гл. II, IV.

  8. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: Про­блемы изучения и управления. - М.: Наука, 1986. - Гл. I—III.

  9. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. - СПб.: Алетейя, 2001. - Гл. 6.

  10. Хренов Н. А. Социальная психология искусства. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 1998. - 276 с.

  11. Художественная культура и искусство: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Е. Гусев. - Л.: ЛГИТМИК, 1987. - Разд. 1.

  12. Художественная культура и развитие личности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1987. - Разд. 1.

  13. Человек в мире художественной культуры: Приобще­ние к искусству: процесс и управление: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1982. - Гл. I, II.

  14. Яковлев А. М. Кич и художественная культура. - М.: Знание, 1990. - 62 с.