logo search
Sbornik_2011

«Монстры» в социогуманитарном познании

Сегодня мы наблюдаем стремление к поиску смежных областей между социальными дисциплинами и построение ими общих концепций и теорий. Примером этому является экономическая социология. Сам характер социальной действительности требует перехода от монодисциплинарных моделей объяснения к междисциплинарным синтетическим моделям, способным охватить максимальную предметную область социогуманитарного знания.

В социогуманитарном знании существует две модели человека: модель «человека экономического» и «человека социологического». Основные характеристики модели Homo Economicus (по В.Радаеву и В.Автономову):

  1. Независимый, автономный, атомизированный индивид, который принимает самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

  2. Эгоистичный, в первую очередь заботится о своем личном интересе, постоянно стремится к максимизации собственной выгоды.

  3. Рациональный – последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения [2].

  4. Информированный – хорошо знает собственные потребности и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения [5].

Перед нами предстаёт образ независимого максимизатора, который думает только о собственной выгоде. Он взаимодействует с другими индивидами только через рынки и цены, личные контакты с ними для него не имеют значения. У. Меклинг и К. Бруннер для обозначения модели «человека экономического» предложили акроним REMM («resourceful, evaluative, maximizing man» – «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек»).

Совершенно другим встает перед нами Homo Sociologicus. Он взаимодействует с другими индивидами. Его поведение полностью определяется нормами, принятыми в обществе. Поэтому Homo Sociologicus не может действовать свободно, а может только следовать предписаниям нормы. Он удовлетворяет свои потребности, не нарушая нормы, тем самым обеспечивая стабильность в обществе. Нормами определяются такие действия, выполнение которых становится обязательным для всех членов общества. Таким путем обеспечивается порядок.

Итак, Homo Sociologicus выступает как:

  1. человек зависимый, который подчиняется общественным нормам и давлению со стороны других индивидов. Он не свободен в своем выборе вариантов поведения, поскольку нормы диктуют ему определенные схемы поведения;

  2. альтруистичный человек, который заботится не о собственных интересах, а об общественных;

  3. человек, который ведет себя иррационально и непоследовательно. Он принимает свое решение под влиянием эмоций, поэтому не способен к калькуляции выгод и издержек;

  4. человек, который слабо информирован. Информация, которой он обладает, ненадежна, ее недостаточно для принятия решения.

Основные характеристики модели «человека социологического» вложены в акроним SRSM, который предложил С.Линденберг: социализированный, исполняющий роль, подверженный действию санкций (SRSM – «socialized, role-playing, sanctioned man») [3].

Модели Homo Economicus и Homo Sociologicus выступают крайними точками, абстрактными теориями, созданными для теоретического анализа поведения людей. Обе модели человека могут существовать только в равновесном мире, и являются примерами «монстров» – искусственно созданных конструктов, которые используются, в основном, новыми синтетическими отраслями знаний.

  1. Литература: 1.Автономов, В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках / В.С. Автономов // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. – 1998. – Вып. 3. – С. 24-71. 2.Березин, И. Поведение потребителей: вечная загадка / И. Березин // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/article41301.htm. – Дата доступа: 30.04.2010. 3.Бруннер, К. Представление o человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества / К. Бруннер // THESIS. – 1993. – Том 1. Вып. 3. – С.51–72. 4.Вайзе, П. HomoEconomicus и homoSociologicus: монстры социальных наук / П. Вайзе //  THESIS. – 1993. – Вып.3. – С.115-130. 5.Радаев, В.В. Еще раз о предмете экономической социологии / В.В. Радаев // Социологические исследования. – 2002. – № 7. – С. 3–14.

Комаровский Андрей

ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»

(Беларусь, г. Минск)