12.1. Механизмы культурной активности личности
В теоретических подходах к пониманию проблемы культурной активности имеются определенные расхождения во мнениях различных ученых. Используются различные понятия и их определения. В большинстве случаев понятия "участие в культуре", "контакт с культурой", "культурная активность" употребляются как взаимозаменяемые. Вместе с тем, при более глубоком анализе в них можно обнаружить определенную разницу, характеризующую некоторые нюансы отношения личности к культуре. Не углубляясь в подробности, можно отметить, что контакт с культурой предполагает поверхностные отношения, участие в культуре может быть разной степени количества и качества, культурная активность непосредственно связана с теорией деятельности и характеристиками личности.
Для понимания механизмов культурной активности в связи с вышесказанным важно выяснить структуру личности, которую рассматривают как систему и выделяют две подсистемы, раскрывающие два мира личности: внутренний и внешний [3, с. 278]. Внутренний они рассматривают как мир сознания, скрытый от других, зачастую непонятный и неосознанно "живущий" для самой личности. Внешний, деятель- ностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь дает возможность понять механизмы культурной активности личности.
Человек является существом деятельным. Но он не просто реагирует на внешнюю среду, а познает ее в процессе практики и в соответствии с этим сознательно организует свою культурную деятельность. Ее исходным пунктом являются объективные условия жизни, порождающие определенные потребности и интересы. Последние, в свою очередь, создают ценностные ориентации и мотивы. Таким образом, реальные условия окружающей среды человека переходят на субъективный уровень, уровень сознания личности. Процесс такого перехода рассматривают как результат действия трех групп механизмов: 1) мотивации социальной деятельности человека, потребностей в виде интересов; 2) формирования диспозиционной структуры личности или преобразования ее интересов в цель деятельности; 3) индивидуального поведения и отношений человека [13, с. 101].
Потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, характеризующие внутренний мир личности, внешне реализуются не только в индивидуальной культурной деятельности, но и через социальные группы и общности. Виды проявления их активности многообразны. Они являются формой удовлетворения потребностей, которые формируются под воздействием окружающего мира, накопленных культурных ценностей и удовлетворяются в процессах создания, хранения, распространения и освоения их.
Социологи рассматривают потребности применительно к личности как исходные побудители ее деятельности, отражающие объективные условия существования человека, являющиеся одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром [3, с. 279]. Эта связь может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде и т. п.) и социальных потребностей (необходимость в различных формах деятельности и общения). Последние могут быть материальными и духовными. В процессе проявления культурной активности удовлетворяются духовные потребности личности. В качестве условий деятельности могут быть окружающие человека предметы, условия общения, социокультурные группы, коллективы, существующие нормы и ценности микро- и макросреды, социокультурные институты общества, неформальные организации, в которые включены люди, занимаемые ими социальные статусы и выполняемые роли.
Условия деятельности определяют поведение личности. Они осознаются и оцениваются ею с точки зрения своих потребностей и интересов, вызывают у нее чувство удовлетворенности или неудовлетворенности. Неудовлетворенность ведет к активизации личности. Определенными условиями проявления культурной активности в нашем обществе являются учреждения культуры и искусства. Их несоответствие реальным ожиданиям привело к тому, что личность все больше включается в альтернативные виды деятельности в других условиях, максимально удовлетворяющих ее запросы.
Культурную активность определяет также интерес, который является осознанной потребностью [3, с. 279; 13, с. 104], ее конкретным выражением. Например, эстетические потребности могут осознаваться и выражаться в интересе к природе, музыке и другим явлениям прекрасного в окружающей жизни. Социологи выделяют четыре типа интереса: интерес-отношение, интерес-действие, интерес-установку, интерес-ориентацию [13, с. 104]. Первый тип интереса проявляется в отношении личности к культурным ценностям; во втором осуществляется практическое действие, участие в деятельности по освоению культурных ценностей; третий характеризует устойчивость интереса к тем или иным ценностям независимо от изменившихся социальных условий; четвертый тип показывает избирательность отношения к нормам и ценностям культуры.
В изменившихся социокультурных условиях человек не всегда способен изменить свои интересы соответственно новой ситуации. В таких случаях вступают в действие механизмы адаптации, дающие возможность приспособления, позволяющие выработать собственное отношение к изменившимся условиям жизнедеятельности. В наиболее сложных условиях могут включиться и механизмы дезадаптации, в результате действия которых человек не может приспособиться к новым условиям жизнедеятельности и оказывается среди нищих, безработных, алкоголиков, наркоманов, преступников, бомжей и т. п. В настоящее время в нашем обществе человек оказался именно в такой сложной ситуации приспособления к новым условиям. При этом большинство населения сохраняет свои духовные интересы, но у многих они изменились в сторону материальных в силу объективных обстоятельств.
В процессе таких изменений важную роль играют ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них [3, с. 280]. Человеку нередко бывают настолько дороги ценности, что он готов к самопожертвованию. Речь идет о таких ценностях, как свобода, равенство, истина и др. В стремлении к ценностям культуры также происходит определенного рода самопожертвование. Например, преобладание в структуре ценностных ориентаций высших духовных ценностей во многом определяет активность человека в сфере свободного времени и его интересы. Занимаясь в коллективе художественного творчества, он может пропустить очень интересную телепередачу. Вступают в действие такие ценности, как ответственность, долг, а также ориентация на искусство как на более духовно возвышенную ценность, чем очередной телесериал.
Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности [3, с. 280]. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности [13, с. 104]. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели. Потребности преобразуются в интерес, а интерес — в цель. Все они в совокупности с ценностными ориентациями могут выступать в качестве мотивов деятельности, внутренних побудителей активности. Например, эстетические потребности преобразуются в интерес к музыке, определяющий конкретную цель — посещение концерта; ценностные ориентации позволяют выбрать определенные направления музыки: шоу-программу, оперный спектакль, концерт симфонической или народной музыки, в результате чего формируется установка — готовность к деятельности и происходит реальное включение в культурный процесс.
Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов), существуют и внешние побудители — стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенность окружающей социокультурной среды. Механизм активности в культурной деятельности личности составляет взаимодействие мотивов и стимулов. Например, мотивом посещения концерта может быть любовь к музыке, желание приобщиться к высокохудожественным ценностям музыкальной культуры, а в качестве стимула — билет по доступной цене. Стимулами могут быть многочисленные экономические, социальные, политические и другие факторы.
Взаимодействие мотивов и стимулов, формирующее установки, приводит к возникновению диспозиций. Диспозиции личности — это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор Деятельности [3, с. 280]. Они выступают в качестве механизмов саморегуляции. Диспозиции связаны с социальными установками личности — готовностью действовать определенным образом в отношении данного объекта в конкретной ситуации. Установка предшествует деятельности и во взаимодействии с мотивами и стимулами предопределяет диспозиции — ориентации личности, предшествующие поведению. Посещение концерта симфонической музыки может быть вызвано предрасположенностью к классической музыке.
Согласно теории саморегуляции социального поведения, выделяют три уровня диспозиций (В. А. Ядов) [3, с. 281]. К диспозициям высшего уровня относятся концепция жизни, ее воплощение в ценностных ориентациях и общая направленность интересов личности. Применительно к культурной деятельности эти диспозиции определяют предрасположенность личности к принятию и следованию тем или иным социокультурным нормам и ценностям. Они отвечают наиболее общим потребностям личности —- включения в общество, в том числе в его культурную жизнь. Диспозиции личности среднего уровня — это обобщенные установки на социальные объекты, в том числе на предметы культуры и их ценностное содержание. На этом уровне в процессе саморегуляции индивид осуществляет выбор конкретных объектов культуры. На нижнем уровне диспозиций саморегуляция осуществляется на основе формирования ситуативных установок, определяющих поведение и деятельность в конкретных, непосредственно данных условиях, в данной предметной и социальной среде. Это относится и к выбору поведения в определенной социокультурной среде, а также той или иной формы деятельности.
Диспозиции личности тесно взаимосвязаны, это иерархически организованная система. Высшие из них активно воздействуют на средние и нижние, которые в то же время остаются относительно самостоятельными и обеспечивают адаптацию личности к изменяющимся условиям деятельности при сохранении устойчивости первых. Например, если в концепции жизни диспозиции определяют общую направленность интересов личности на академические виды искусства и обобщенные установки, скажем на музыку, то ситуативные установки позволяют ей адаптироваться и воспринимать все новые виды и жанры массового музыкального исполнительства.
Но не только мотивационный и диспозиционный механизмы определяют культурную активность личности. Для успешной деятельности необходимы субъективные возможности — способности, знания, умения, навыки, качества характера. Они являются средствами для удовлетворения потребностей. Наибольшее удовлетворение могут получить потребности в общении с искусством при достаточно высоком уровне развития способностей к художественному восприятию. Стремление к приобретению знаний, умений, навыков в области искусства возможно реализовать при наличии соответствующих качеств характера. Все это обусловливает проявление активности личности в тех видах и формах культурной деятельности, к которым индивид имеет склонности.
Таким образом, культурная активность определяется не только и не столько объективными условиями и факторами, сколько внутренними механизмами — мотивацион- ньши, диспозиционными и субъективными возможностями личности. В индивидуальном поведении и деятельности, в том числе культурной, отражаются элементы этих механизмов — потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, стимулы, установки, диспозиции, способности, знания, умения, навыки, качества характера.
В результате исследований, проведенных автором, из субъективных факторов, определяющих активность в области народного художественного творчества, наибольшую оценку экспертов получили способности человека к творчеству — 3,6 балла; далее идут мастерство — 3,4; интерес к отдельным видам НХТ — 3,4; потребности, желания и стремления к творчеству — 3,1. При этом эксперты отмечают изменение влияния этих социально-психологических факторов в период перестройки. Снизились, ухудшились мотивационные механизмы культурной активности личности в области народного творчества. Снижение потребностей отмечают 44% экспертов; желаний и стремлений — 39%; готовности заниматься творчеством — 44%. Однако при этом большинство считает, что способности остались на прежнем уровне — 42%, а также мастерство — 34%. В чем же причина снижения внутренних психологических механизмов? Она кроется, прежде всего, в недостатке внешних стимулов, образующих во взаимодействии с мотивами диспозиции личности. Среди них — общая атмосфера в обществе, его экономические условия и материально-техническая база учреждений культуры. Ухудшение стимулирующих личность факторов приводит, соответственно, к изменениям ее ориентации на социокультурные ценности. В современных условиях — это снижение значимости творчества и культивирование потребления продуктов массовой культуры. Кроме того, как показывают исследования, основными социокультурными ценностями сегодня стали общение — 65%; семья — 61%; нравственность — 51%; работа — 50%; жизнь человека — 47% [6, с. 4]. Таким образом, на первый план вышли ценности, являющиеся для человека проблематичными.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов