logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

12.1. Механизмы культурной активности личности

В теоретических подходах к пониманию проблемы куль­турной активности имеются определенные расхождения во мнениях различных ученых. Используются различные поня­тия и их определения. В большинстве случаев понятия "уча­стие в культуре", "контакт с культурой", "культурная ак­тивность" употребляются как взаимозаменяемые. Вместе с тем, при более глубоком анализе в них можно обнаружить определенную разницу, характеризующую некоторые нюан­сы отношения личности к культуре. Не углубляясь в подроб­ности, можно отметить, что контакт с культурой предпола­гает поверхностные отношения, участие в культуре может быть разной степени количества и качества, культурная ак­тивность непосредственно связана с теорией деятельности и характеристиками личности.

Для понимания механизмов культурной активности в свя­зи с вышесказанным важно выяснить структуру личности, которую рассматривают как систему и выделяют две подси­стемы, раскрывающие два мира личности: внутренний и внешний [3, с. 278]. Внутренний они рассматривают как мир сознания, скрытый от других, зачастую непонятный и нео­сознанно "живущий" для самой личности. Внешний, деятель- ностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь дает возможность понять механизмы культурной активности личности.

Человек является существом деятельным. Но он не про­сто реагирует на внешнюю среду, а познает ее в процессе практики и в соответствии с этим сознательно организует свою культурную деятельность. Ее исходным пунктом явля­ются объективные условия жизни, порождающие опреде­ленные потребности и интересы. Последние, в свою очередь, создают ценностные ориентации и мотивы. Таким образом, реальные условия окружающей среды человека переходят на субъективный уровень, уровень сознания личности. Про­цесс такого перехода рассматривают как результат действия трех групп механизмов: 1) мотивации социальной деятель­ности человека, потребностей в виде интересов; 2) формиро­вания диспозиционной структуры личности или преобразо­вания ее интересов в цель деятельности; 3) индивидуального поведения и отношений человека [13, с. 101].

Потребности, интересы, ценностные ориентации, моти­вы, характеризующие внутренний мир личности, внешне реализуются не только в индивидуальной культурной дея­тельности, но и через социальные группы и общности. Виды проявления их активности многообразны. Они являются фор­мой удовлетворения потребностей, которые формируются под воздействием окружающего мира, накопленных культурных ценностей и удовлетворяются в процессах создания, хране­ния, распространения и освоения их.

Социологи рассматривают потребности применительно к личности как исходные побудители ее деятельности, от­ражающие объективные условия существования человека, являющиеся одной из наиболее важных форм связи личнос­ти с окружающим миром [3, с. 279]. Эта связь может прояв­ляться в форме естественных (нужда в еде, одежде и т. п.) и социальных потребностей (необходимость в различных фор­мах деятельности и общения). Последние могут быть матери­альными и духовными. В процессе проявления культурной активности удовлетворяются духовные потребности личнос­ти. В качестве условий деятельности могут быть окружаю­щие человека предметы, условия общения, социокультур­ные группы, коллективы, существующие нормы и ценности микро- и макросреды, социокультурные институты общества, неформальные организации, в которые включены люди, за­нимаемые ими социальные статусы и выполняемые роли.

Условия деятельности определяют поведение личности. Они осознаются и оцениваются ею с точки зрения своих по­требностей и интересов, вызывают у нее чувство удовлетво­ренности или неудовлетворенности. Неудовлетворенность ве­дет к активизации личности. Определенными условиями про­явления культурной активности в нашем обществе являются учреждения культуры и искусства. Их несоответствие ре­альным ожиданиям привело к тому, что личность все боль­ше включается в альтернативные виды деятельности в дру­гих условиях, максимально удовлетворяющих ее запросы.

Культурную активность определяет также интерес, ко­торый является осознанной потребностью [3, с. 279; 13, с. 104], ее конкретным выражением. Например, эстетические потребности могут осознаваться и выражаться в интересе к природе, музыке и другим явлениям прекрасного в окружа­ющей жизни. Социологи выделяют четыре типа интереса: интерес-отношение, интерес-действие, интерес-установ­ку, интерес-ориентацию [13, с. 104]. Первый тип интереса проявляется в отношении личности к культурным ценностям; во втором осуществляется практическое действие, участие в деятельности по освоению культурных ценностей; третий характеризует устойчивость интереса к тем или иным ценно­стям независимо от изменившихся социальных условий; чет­вертый тип показывает избирательность отношения к нор­мам и ценностям культуры.

В изменившихся социокультурных условиях человек не всегда способен изменить свои интересы соответственно но­вой ситуации. В таких случаях вступают в действие меха­низмы адаптации, дающие возможность приспособления, позволяющие выработать собственное отношение к изменив­шимся условиям жизнедеятельности. В наиболее сложных условиях могут включиться и механизмы дезадаптации, в результате действия которых человек не может приспосо­биться к новым условиям жизнедеятельности и оказывается среди нищих, безработных, алкоголиков, наркоманов, пре­ступников, бомжей и т. п. В настоящее время в нашем обще­стве человек оказался именно в такой сложной ситуации приспособления к новым условиям. При этом большинство населения сохраняет свои духовные интересы, но у многих они изменились в сторону материальных в силу объективных обстоятельств.

В процессе таких изменений важную роль играют ценно­стные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них [3, с. 280]. Человеку нередко бывают настолько дороги ценности, что он готов к самопожертвова­нию. Речь идет о таких ценностях, как свобода, равенство, истина и др. В стремлении к ценностям культуры также про­исходит определенного рода самопожертвование. Например, преобладание в структуре ценностных ориентаций высших духовных ценностей во многом определяет активность чело­века в сфере свободного времени и его интересы. Занимаясь в коллективе художественного творчества, он может пропу­стить очень интересную телепередачу. Вступают в действие такие ценности, как ответственность, долг, а также ориен­тация на искусство как на более духовно возвышенную цен­ность, чем очередной телесериал.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей дей­ствия, которые принято называть мотивами деятельнос­ти [3, с. 280]. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности [13, с. 104]. Механизм мотива­ции реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели. Потребности преобразуются в интерес, а интерес — в цель. Все они в совокупности с ценностными ориентациями мо­гут выступать в качестве мотивов деятельности, внутрен­них побудителей активности. Например, эстетические по­требности преобразуются в интерес к музыке, определяю­щий конкретную цель — посещение концерта; ценностные ориентации позволяют выбрать определенные направления музыки: шоу-программу, оперный спектакль, концерт сим­фонической или народной музыки, в результате чего фор­мируется установка — готовность к деятельности и проис­ходит реальное включение в культурный процесс.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов), существуют и внешние побудители — стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стиму­лы представляют собой объективные факторы и выражают особенность окружающей социокультурной среды. Механизм активности в культурной деятельности личности составляет взаимодействие мотивов и стимулов. Например, мотивом по­сещения концерта может быть любовь к музыке, желание приобщиться к высокохудожественным ценностям музыкаль­ной культуры, а в качестве стимула — билет по доступной цене. Стимулами могут быть многочисленные экономические, социальные, политические и другие факторы.

Взаимодействие мотивов и стимулов, формирующее ус­тановки, приводит к возникновению диспозиций. Диспозиции личности — это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать вы­бор Деятельности [3, с. 280]. Они выступают в качестве меха­низмов саморегуляции. Диспозиции связаны с социальными установками личности — готовностью действовать определен­ным образом в отношении данного объекта в конкретной си­туации. Установка предшествует деятельности и во взаимо­действии с мотивами и стимулами предопределяет диспози­ции — ориентации личности, предшествующие поведению. Посещение концерта симфонической музыки может быть вызвано предрасположенностью к классической музыке.

Согласно теории саморегуляции социального поведения, выделяют три уровня диспозиций (В. А. Ядов) [3, с. 281]. К диспозициям высшего уровня относятся концепция жизни, ее воплощение в ценностных ориентациях и общая направ­ленность интересов личности. Применительно к культурной деятельности эти диспозиции определяют предрасположен­ность личности к принятию и следованию тем или иным со­циокультурным нормам и ценностям. Они отвечают наиболее общим потребностям личности —- включения в общество, в том числе в его культурную жизнь. Диспозиции личности среднего уровня — это обобщенные установки на социальные объекты, в том числе на предметы культуры и их ценност­ное содержание. На этом уровне в процессе саморегуляции индивид осуществляет выбор конкретных объектов культу­ры. На нижнем уровне диспозиций саморегуляция осуществ­ляется на основе формирования ситуативных установок, оп­ределяющих поведение и деятельность в конкретных, не­посредственно данных условиях, в данной предметной и социальной среде. Это относится и к выбору поведения в оп­ределенной социокультурной среде, а также той или иной формы деятельности.

Диспозиции личности тесно взаимосвязаны, это иерар­хически организованная система. Высшие из них активно воздействуют на средние и нижние, которые в то же время остаются относительно самостоятельными и обеспечивают адаптацию личности к изменяющимся условиям деятельнос­ти при сохранении устойчивости первых. Например, если в концепции жизни диспозиции определяют общую направлен­ность интересов личности на академические виды искусства и обобщенные установки, скажем на музыку, то ситуатив­ные установки позволяют ей адаптироваться и воспринимать все новые виды и жанры массового музыкального исполни­тельства.

Но не только мотивационный и диспозиционный меха­низмы определяют культурную активность личности. Для ус­пешной деятельности необходимы субъективные возможнос­ти — способности, знания, умения, навыки, качества харак­тера. Они являются средствами для удовлетворения потребностей. Наибольшее удовлетворение могут получить потребности в общении с искусством при достаточно высо­ком уровне развития способностей к художественному вос­приятию. Стремление к приобретению знаний, умений, на­выков в области искусства возможно реализовать при нали­чии соответствующих качеств характера. Все это обусловливает проявление активности личности в тех видах и формах культурной деятельности, к которым индивид имеет склонности.

Таким образом, культурная активность определяется не только и не столько объективными условиями и факто­рами, сколько внутренними механизмами — мотивацион- ньши, диспозиционными и субъективными возможностями личности. В индивидуальном поведении и деятельности, в том числе культурной, отражаются элементы этих механиз­мов — потребности, интересы, ценностные ориентации, мо­тивы, стимулы, установки, диспозиции, способности, зна­ния, умения, навыки, качества характера.

В результате исследований, проведенных автором, из субъективных факторов, определяющих активность в облас­ти народного художественного творчества, наибольшую оцен­ку экспертов получили способности человека к творчеству — 3,6 балла; далее идут мастерство — 3,4; интерес к отдель­ным видам НХТ — 3,4; потребности, желания и стремления к творчеству — 3,1. При этом эксперты отмечают изменение влияния этих социально-психологических факторов в период перестройки. Снизились, ухудшились мотивационные меха­низмы культурной активности личности в области народного творчества. Снижение потребностей отмечают 44% экспер­тов; желаний и стремлений — 39%; готовности заниматься творчеством — 44%. Однако при этом большинство считает, что способности остались на прежнем уровне — 42%, а так­же мастерство — 34%. В чем же причина снижения внутрен­них психологических механизмов? Она кроется, прежде все­го, в недостатке внешних стимулов, образующих во взаимо­действии с мотивами диспозиции личности. Среди них — общая атмосфера в обществе, его экономические условия и мате­риально-техническая база учреждений культуры. Ухудшение стимулирующих личность факторов приводит, соответствен­но, к изменениям ее ориентации на социокультурные ценно­сти. В современных условиях — это снижение значимости творчества и культивирование потребления продуктов мас­совой культуры. Кроме того, как показывают исследования, основными социокультурными ценностями сегодня стали об­щение — 65%; семья — 61%; нравственность — 51%; рабо­та — 50%; жизнь человека — 47% [6, с. 4]. Таким образом, на первый план вышли ценности, являющиеся для человека проблематичными.