1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
Питирим Сорокин (1889-1968) — крупнейший русский, а затем американский социолог. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. На исторической родине имя ученого до недавнего времени запрещалось даже произносить. Два периода его творчества непохожи друг на друга, но работы интегрируют их, так как все его мировоззрение было пронизано "философией интегрального синтеза".
П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности выступил против предшествующей социологии, изучавшей "психические реальности". Он считал, что "социология должна строиться по типу естественных наук", но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении "наук о природе" и "наук о культуре" не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения фактического материала. Приемы интроспекции и "понимания" следует признать побочными, вспомогательными методами. В связи с этим он выступил против нормативно-ценностного подхода в социологии, который "должен быть изгнан", ибо при таком подходе объективным мерилом становится сам исследователь, заменяющий изучаемые явления собственными представлениями.
Игнорируя индивидуальные, внутрипсихологические процессы, П. Сорокин призывает описывать внешние факты,но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Однако в последующие годы он отказывается от этой наивной схемы и формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, что субъективные аспекты поведения суть "переменные" величины. В результате "коллективному рефлексу" он придает значение интегрирующего вектора всей общественной жизни.
Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие — "ценность". Он пишет, что "именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры". В своих работах П. Сорокин дает определение и описание таких понятий, как "культурная интеграция", система культур, социальные процессы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения [9, с. 164-165].
В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан Человеком. Его составные части [14, с. 98] обобщенно можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегриру- 4 ющее их понятие "смыслы". Духовная культура представле- 2. на как идеологическая вселенная смыслов, материальная — Как их воплощение, социальная культура — как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, емкое понятие, включающее в себя и общество.
По мнению П. Сорокина, всякая реально существующая социальная или культурная система состоит из трех основных компонент — это:
Система идей, ценностей и значений, составляющих основу целостности системы.
Совокупность физических объектов и процессов, являющихся средствами объективации указанных идей, ценностей, значений.
Человеческие индивидуумы, генерирующие, воспринимающие и использующие эти идеи, являющиеся их носителями [10, с. 9].
Таким образом, основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как идеи, ценности, значения. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к. выводу, что существуют три суперсистемы, отличаю- \циеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеациональная (умозрительная), и<)еалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры ч,|растеризуется следующими признаками: 1) тем или иным | вниманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения [9, с. 166].
Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной, главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей — чупственности, видимости, слышимости, осязаемости объек- |миной реальности — привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали моими тип культуры — идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры — чупстиенный. Он базируется на эмпирических ценностях, на Признании смысла объективной действительности, преобла- днющими являются ценности материального мира. Существует еще один, "смешанный" тип культуры. Органически интег- рируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определенные периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.
Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. По его мнению, каждая историческая эпоха утверждает какую-то доминантную суперкультуру. Динамика общества представляет собой переход от одной доминантной суперкультуры к другой. Механизм такого перехода состоит в том, что изменяется внутренняя ценностная ориентация культуры, что неизбежно приводит ее к кризису. Становясь доминантной, суперкультура стремится вытеснить все прочие системы идей, значений, ценностей и все больше становится неадекватной, неспособной удовлетворять потребности значительной части общества. Суперкультура постепенно теряет доминирующую роль. Общество оказывается перед необходимостью переосмыслить и переоценить ситуацию, т. е. сменить систему взглядов и найти новые социокультурные формы.
По мнению П. Сорокина, подобные процессы ритмической циркуляции социокультурных суперсистем будут происходить вечно. Разработанная им концепция развития культуры не претендует быть универсальной и абсолютно совершенной моделью. Ее значение в том, что с этой точки зрения можно проанализировать культуры разных народов и наций, относя их к тому или иному типу, и проследить особенности их развития на протяжении всей истории человечества.
Рассматривая современную ему культуру, П. Сорокин относит ее к "чувственному" типу, но констатирует кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. В отличие от многих мыслителей своего времени, он рассматривает кризис не как конечное состояние, а как переходный этап, связанный с изменением элементов социокультурной системы. Это кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали. Но при этом не гибель цивилизации, а конец "чувственного" и начало нового цикла, поскольку один тип суперкультуры исчерпал себя, происходит переход к промежуточному, а затем и противоположному типу культуры. Любой переходный период является кризисным.
П. Сорокин выделяет два варианта выхода из создавшегося кризиса:
культура может придерживаться своей устаревшей концепции истины, но тогда она растеряет весь свой творческий потенциал, станет "бесплодной и окаменевшей";
ей придется изменять свои идеи, значения, ценности и координировать с другими системами мировоззрения [10, с. 17].
Второй вариант он считает более приемлемым, поскольку он приведет к восстановлению целостности и к утверждению новой более адекватной системы ценностей. Им предлагается нравственно-религиозное возрождение, переход к новой, более творческой "умозрительной" культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы идей, значений, ценностей.
Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, — это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определенные ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувство голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.
Общество способно продуцировать идеи, ценности, значения, существующие как бы внутри социосознательных "эго", т. е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.
П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социо- эмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т. е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой со- циокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция четкого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.
Выводы
В развитии классической социологии четко наметились два направления: объективистская, одним из представителей которой был Э. Дюркгейм, и культурно-аналитическая, которую развивали М. Вебер, Г. Зиммель и др. Выстраивая свои теории, они стремились отделить социологию от естественных наук, искали свой предмет и методы исследования. При этом Дюркгейм считал, что социология должна изучать объективную реальность, социальные факты, к которым относил и коллективные представления, коллективное сознание. Именно признание последних в качестве социальных фактов приближает его к социологии культуры.
В отличие от Дюркгейма, "понимающая" социология Ве- бера и Зиммеля, напротив, склоняется к психологизму, субъективизму. По Веберу, социологическому изучению подлежат субъективная мотивация, намерение, ориентация на других людей как находящиеся между социальным действием и средой. За основу исследования он предлагает взять идеальные типы, соотнесение которых с действиями людей позволит понять внутренние механизмы их поступков.
Наибольшее влияние психологии проявляется в теории Зиммеля. Он понимает историю общества как историю психических явлений, при этом отделяет форму и содержание, противопоставляет их и считает, что социология должна изучать индивида с его желаниями, утверждениями и другими субъективными проявлениями отдельно от объектов, которые их вызвали.
П. Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов цивилизаций.
Вопросы для самоконтроля
Основные социокультурные идеи Э. Дюркгейма связаны с объективизмом.
В чем суть объективизма Дюркгейма?
Что он имел в виду под социальными фактами?
Каков, по Дюркгейму, механизм воздействия социальных фактов на индивида?
Как он рассматривает проблему взаимоотношений общества и личности?
Свою социологию М. Вебер называет "понимающей".
Что, по его мнению, должна изучать и понимать социология?
Что представляют собой его реальные типы социальных действий индивидов?
Где и как находит проявление в практике его идея рациональности социального действия?
Основными в концепции Г. Зиммеля являются понятия формы и содержания.Что он имел в виду, говоря о форме и содержании?
Как соотносятся форма и содержание в психических явлениях?
Что должна, по его мнению, изучать социология?
В чем причина несоответствия объективной и субъективной культур?
4. П. Сорокин разработал систему социологии и теорию социокультурных суперсистем.
В чем он видел задачу социологии, какие методы предлагал использовать в исследовании?
Чем отличается его социология от предыдущей?
В чем суть интегральности его социокультурной системы?
Какие суперсистемы он выделил, чем они характеризуются?
Какие культурные качества положены в основу его суперсистем?
Что представляет собой человек как существо интегральное, продукт социокультуры?
Литература
Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. - СПб.: Унив. книга, 1999. - С. 7-168.
Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 495-546.
Волков В. Г. Социология культуры: Учебное пособие. - СПб. 2000. - 58 с.
Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. - М.: Онега, 1995. - С. 232-259.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - С. 410-532.
Дюркгейм Э. "Ценностные" и "реальные" суждения // Социологические исследования. - 1991. - № 2. - С. 106-114.
Зиммелъ Г. Философия культуры. - М: Юрист, 1996. - С. 445-516.
22
Ионин JI. Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - С. 48-76.
Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. - М.: Наука, 1994. - С. 34-84; 159-167.
Петухова JI. Г. Искусство как фактор социокультурной динамики в философии Питирима Сорокина: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1996. - 26 с.
Попов В. В. Социология культуры: Тексты лекций. - М.: Гос. ун-т управления, 1999. - 92 с.
Сивцева С. И. Введение в социологию культуры: Тезисы лекций. - Якутск, 2002. - 61 с.
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 425-504.
Социология / Под общ. ред. Э. В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1992. - С. 51-74; 83-104.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов