logo search
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации

Процесс социализации, имеющий направленную и ненап­равленную формы, в конечном итоге оказывается не жестко запрограммированным, а приобретает вероятностный харак­тер. В связи с этим важно выяснить факторы и механизмы изменения личности, понять ее в динамике. А это предпола­гает раскрытие логики и направленности ее развития в тече­ние всего жизненного пути, выявление процесса становле­ния и реализации ее способностей, дарований в различных формах деятельности, определение степени и особенностей влияния каждого конкретно-исторического этапа. Социальные свойства личности, потребности и интересы, цели, жизнен­ные планы и ориентации, процесс и результаты деятельнос­ти подготавливаются на том или ином этапе ее жизни и оп­ределяют будущее. Этот процесс обусловлен социокультур­ной средой и культурной активностью личности, что можно рассматривать как три уровня социализации.

Первый уровень составляет общество в целом, степень и характер его развития, исторические события и тенденции, трудности и противоречия. Социокультурная среда на этом уровне включает в себя общественно значимые знания, цен­ности, накопленные человечеством, культурно-исторический опыт, шедевры мировой культуры, воплощенные в матери­альных предметах и определяющие духовный мир человека. Это нормы и образцы, выступающие в качестве регулято­ров поведения и деятельности личности в рамках требований данного общества, а также идеалы, культивируемые обще­ством в качестве модели развития. Все это и многое другое оказывает влияние на духовный мир человека, делая его выразителем идеи своего времени. В процессе социализации личность усваивает социокультурную информацию макроуров­ня как конкретно-исторические ценности общества и челове­чества.

Второй уровень отражает жизненные условия, связан­ные с непосредственным окружением человека, его ближай­шей социокультурной средой, с национально-этническими и региональными особенностями, семейными традициями, ока­зывающими воздействие в процессе социализации на ценно­стные ориентации, нормы, привычки, стиль поведения и образ жизни. Это микросреда человека со своими сложивши­мися социокультурными ценностями, нормами, образцами, идеалами, представлениями, порой отличающимися от об­щепринятых в обществе и даже противоречащими им и об­разующими контркультуру. Эта среда непосредственно воз­действует на личность и формирует ее. Но она испытывает влияние общества в целом и не может быть изолированной и абсолютно автономной.

Макро- и микросоциокультурная среда взаимодействуют друг с другом как общее и особенное и в совокупности опре­деляют социализацию личности, которая активно усваивает все из окружающей действительности, приспосабливаясь к ней или приспосабливая ее к себе. Социокультурная микро­среда различна у каждой личности в зависимости от ее мес­тонахождения в центре культурных событий или на отда­ленной периферии. Она может превращать ценности в стандарты, способствовать разрыву слова и дела, провозглашае­мых норм и реального поведения, поддерживать инерцию и косность или же все самое передовое и прогрессивное. Воз­действие социокультурной информации в процессе социали­зации очень сильно, и его нельзя недооценивать. Особое вли­яние оказывают при этом родственники, сверстники, дру­зья, сотрудники, компании досуга.

Третий уровень — это собственный жизненный опыт, основанный на реальном включении индивида в различные сферы деятельности, а также уже сформированные преды­дущим этапом жизненного пути знания, ценностные ориен­тации, потребности, интересы, усвоенные нормы и образцы поведения и деятельности, идеалы и представления. Они со­ставляют личностную основу последующего этапа социали­зации. От них зависит активность человека в усвоении новой социокультурной информации, восприятие им новизны всей окружающей действительности и степень включенности в ее воспроизводство. На этом уровне особое значение приобре­тают насыщенность и самостоятельность жизненного опыта, его объем, масштаб и диапазон. Он может быть узкоограни­ченным, эгоистичным и утилитарным или связанным с бла­городными интересами. Под влиянием жизненного опыта и социокультурных ориентаций происходит социальное и куль­турное самоопределение личности, самореализация, само­развитие, выбор жизненных перспектив, вырабатывается оценка своего жизненного пути, его достижений и просче­тов. Этот уровень позволяет понять процесс развития инди­видуальности, неповторимости и уникальности личности. Он связан с предыдущими уровнями и взаимодействует с ними как частное, определяя прямо и непосредственно культур­ную активность личности.

Рассматривая проблему социализации и неповторимости личности, выделяют три уровня идентификации, соприкаса­ющиеся с уровнями социализации: общечеловеческий, груп­повой и индивидуальный [15, с. 399]. На определенных этапах развития истории и жизненного пути человека на первый план выходит тот или иной уровень социализации и иденти­фикации. В "тихие" фазы развития этноса личность, индиви­дуальность в значительной мере нивелируется, подчиняется различного рода групповым (родовым, профессиональным, конфессиональным) интересам и нормативам. Оказывается гипертрофированным групповой уровень идентичности в ущерб индивидуальному и общечеловеческому.

В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать совсем другие ценности. Возрастает значение личного успеха, риска, преуспевания в различных сферах общественной жизни. Наиболее органично включенными в социум становятся люди с ярко выраженной индивидуально­стью, а их самореализация — тесно связанной с общечело­веческими интересами. У них оказываются наиболее четко сформированными именно личностный и общечеловеческий уровни идентичности.

Особенности социализации связаны и с этапами жизнен­ного пути человека. В стабильные периоды общественного развития у большинства детей до семи лет превалирует не­зрелый индивидуально-личностный уровень, проявляющий­ся в стремлении избежать наказания или получить поощре­ние. К тринадцати годам подростки начинают осознавать себя членами определенной общности, оценивают действия и по­ступки с точки зрения своей референтной группы. Для боль­шинства этот уровень остается главным и в зрелом возрасте [15, с. 400].

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах развития личности в условиях общественного кризиса, ха­рактеризующегося расшатыванием устоявшихся норм и тра­диций, а также социальной анемией. Дети и подростки руко­водствуются принципом удовольствия. Они достаточно легко и естественно принимают новые социальные нормы, по мере взросления преодолевают конфликты, травмы и страхи ран­него детства. Наиболее одаренные индивиды не принимают общепринятых ценностей и руководствуются своими собствен­ными. Сложно адаптируются к изменившимся условиям жизни люди зрелого и пожилого возраста. Их социализация сопро­вождается глубоким личностным кризисом либо протекает более или менее гладко, если они в стабильный период не в полной мере реализовали свой потенциал, оказавшийся вос­требованным именно в переломный период.

Наиболее успешно в кризисных условиях социализиру­ются те, кто ориентирован на групповой уровень ценностей (национальных, территориальных, партийных) в их крайних проявлениях. Для них характерен "уход в прошлое", кото­рый способствует развитию дезинтеграционных тенденций. Наиболее оптимальным вариантом успешной социализации является диалектическое единство индивидуально-личност­ного и общечеловеческого уровней. При этом все более акту­альными становятся общечеловеческие ценности, все более выраженными — индивидуальные особенности. Одновремен­но размываются, обесцениваются, становятся неактуальны­ми границы расы, нации, сословия, даже пола и возраста [15, с. 401].

Выделение уровней социализации носит довольно услов­ный характер. В реальной жизни все они взаимодополняют друг друга. Каждый из них определяет развитие человека как объекта и субъекта общественных отношений и собствен­ной жизнедеятельности. Социализация личности обусловле­на объективными и субъективными факторами, связанны­ми с состоянием внутреннего мира, духовным обликом, сис­темой мотивов и ценностей, реализующихся в поведении и деятельности, определяющих ее культурную активность. Усвоение личностью социокультурной среды как объектив­ного фактора обусловлено культурной активностью, во мно­гом зависящей от окружающей действительности.

Процесс социализации сложен и многообразен, в нем со­четаются стихийность и сознательность, целенаправленность и внезапность. Направленная социализация является опреде­ляющим фактором формирования личности и осуществляет­ся обществом, всеми его социокультурными институтами. Успехи ее несомненны, однако большую роль в развитии

индивида играет окружающая среда. Она располагает огром­ными возможностями социального влияния, не всегда согла­сующимися с общими целями и задачами, хотя в определен­ной степени способными совпадать. Так или иначе, вся соци­окультурная среда взаимодействует с культурной активностью человека. Влияние различных вкусов, предпочтений, мне­ний сверстников, форм общения, способов проведения досу­га, социально-психологического климата в семье и коллек­тиве зависит от ценностных ориентаций и направленности личности. Но воздействие окружающей среды бывает доста­точно сильным, поэтому его нельзя игнорировать или отвер­гать. Важно изучать формы, методы, механизмы влияния, а также содержание, которое может быть позитивным и нега­тивным, прогрессивным и регрессивным.

Выводы

Проблема включения личности в изменяющуюся соци­альную среду привлекает внимание многих ученых. Это оп­ределяет существование различных понятий социализации. Наиболее целесообразным представляется ее рассмотрение на основе деятельностного подхода, что дает возможность вычленить активность индивида в усвоении социального опыта и его воспроизводстве. Эти две стороны социализации фор­мируют тот или иной социальный тип личности, соответству­ющий требованиям конкретного общества. Формирование личности осуществляется в процессе направленной или не­направленной социализации.

Основным средством социализации является культура, призванная реализовать адаптационную и человекотворчес- кую функции. Она, с одной стороны, включает человека в систему ценностей и норм, регулирующих его жизнедеятель­ность, поведение и действия; с другой — формирует лич­ность, способную к воспроизводству. Социализация средствами культуры осуществляется в соответствии с индивидуально- личностными потребностями, обусловленными социально-ис- торическим процессом. Общество на разных этапах своего развития имеет неодинаковые потребности и выдвигает раз­ные требования по отношению к ценностям и нормам, уча­ствующим в социализации. В современных условиях в про­цессе социализации культура должна формировать челове­ка, способного к активным новаторским действиям.

Содержание и характер социализации обусловлены со­циокультурной средой и активностью самой личности. Это взаимодействие проявляется на трех уровнях — общества, микросреды и собственного жизненного опыта. В процессе культурной активности человек усваивает социокультурную информацию общественно значимого характера, на уровне микросреды — ценности и нормы непосредственного ближай­шего окружения, на третьем уровне происходит включение этих ценностей в общую систему собственного жизненного опыта, перевод их во внутренний план личности. Эти три уровня дают возможность понять механизм социализации и особенности формирования личности.

Вопросы для самоконтроля

1. Большинство отечественных ученых социализацию по­нимают с точки зрения деятельностного подхода как двусто­ронний процесс.

  1. Социализация осуществляется в процессе взаимодей­ствия социокультурной среды и культурной активности лич­ности.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. - Гл. 16.

  2. Борисова JI. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? // Социологические исследования. - 2001. - № 9.

  3. Гордон J1. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. - 1994. - № 8-9. - С. 3-15.

  4. Ионин JI. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследо­вания. - 1995. - № 4. - С. 3-14.

  5. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социа­лизации и самоопределения // Социологические исследова­ния. - 2000. ~ № 3.

  6. Климова С. Г. Изменения ценностных оснований иден­тификации (80-90-е годы) // Социологические исследова­ния. - 1995. - № 1. - С. 59-72.