logo search
Sbornik_2011

Социологическое воображение: миф или реальность

Как правило, когда речь заходит о социологическом воображении, нарратив повествующего адресуется к особой теоретической, шире – мировоззренческой, матрице, сквозь которую социолог пропускает и критически оценивает события, тенденции и процессы социальной жизни. Посредством той же матрицы он формулирует и излагает экспертное мнение об этих событиях и процессах. Здесь налицо обращение к вопросам методологии познания и рефлексии социального мира, поэтому более верно будет говорить о социологическом мышлении. «Мыслить социологически» – значит «видеть» фактуру социального и оперировать научными понятиями, концепциями и другими абстрактными конструкциями, чтобы объяснить/понять его.

Чтобы понять возможности и суть социологического воображения, сначала мне понадобится обратиться к феномену воображения как такового. Воображение означает: 1) представление, понятие о чем-либо, то есть воспроизведение знания; 2) способность мыслить образами наряду с логикой; и 3) домысел, плод фантазии. Эти характеристики качественно отличают и связывают воображение с другими когнитивными способностями человека: мышлением, восприятием и памятью.

Если под мифологией понимать «коллективное бессознательное» К. Юнга или «утопическое» Дж. Александера, социологическое воображение для социолога является возможностью сочетания и мысленного живописания умственных картин. Другими словами, воображение позволяет выйти за пределы возможного, то есть реального, и отправиться в область мифического и символического с целью их пересмотра, проблематизации, изменения.

Воображение – это проводник в утопию, воображаемую страну-нигде из мусульманской теологии, «более реальную, чем сама реальность», как дополнил А. Корбен. Воображающий, в какой-то мере, суть инакомыслящий, однако инакомыслие, как пишет Ч. Р. Миллс, – это только начало исследования. Поэтому для того, чтобы отличить ученого-воображающего от обывателя-воображалы, следует сказать, что научное воображение всегда интенционально: оно имеет определенную цель и логику. Социологические размышления о возможном существуют на уровне гипотетических заявлений в конкретных прикладных исследованиях, или работают катализатором радикальных движений и научных революций.

Социологическое открытие, как и любое научное, по словам Г. Башляра, – это акт воображения нереального, акт придания формы идее. Например, идея альтернативной рациональности приобретает форму новой эпистемы – объяснения логоса с помощью мифа, а не наоборот, как это было принято в структурной антропологии К. Леви-Стросса и функциональной – Б. Малиновского.

Социологическое воображение – это двигатель научного развития социологии, сочинитель её будущего и родитель нового. Социологическое воображение – это ресурс социологического творчества.

Литература: 1.Бауман З. Мыслить социологически / Зигмунт Бауман /Учеб. Пособие. Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 255 с. - (Открытая книга - открытое сознание - открытое о-во. Прогр. "Высш. образование"). 2.Миллс Ч. Р. Социологическое воображение /Чарльз Райт Миллс/ Социологическое воображение. М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. – 350 с. 3.Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с франц.— М.: «Российская политическая энциклопедия» ОССПЭН), 2004. — 376 с. (Серия «Книга света»)

Зайдель Марина

Харківський національний університет ім. В.Н.Каразіна

(Україна, м. Харків)