logo search
Теория социальных технологий Учеб

17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем

Технологизация более общего процесса социального проектирования рассмотрена нами ранее, а здесь речь пойдет о технологических аспектах проектирования конкретной операциональной системы (например, производственного предприятия или фирмы), которая является достаточно сложным социально-техническим объектом, имеющим свою специфику.

Технология процесса проектирования производственного предприятия, как и любого иного социального объекта, состоит из целого ряда логически связанных между собой этапов, нарушение последовательности выполнения которых обходится очень дорого. Эти этапы, как правило, таковы.

Сбор исходных данных. Проектировщик или социальный конструктор при проектировании социальной технологии должен располагать следующей подробной информацией: а) о типе организационно-правовой формы, организационной структуре предприятия, а также о видах и способах организации, стимулирования и оплаты производственной деятельности; б) о схеме планирования производственного процесса на предприятии; в) о заданной производительности и ассортименте выпускаемой продукции; г) о размещении производственных мощностей предприятия на площадке (размере и конфигурации зданий), а также любых других существующих на площадке строениях (поэтажными планами, данными о высоте перекрытий, несущей способности полов и т.п.); д) о строительных нормах и любых других нормативных актах, относящихся к технике безопасности, охране и защите окружающей среды.

Определение оптимальной организационной структуры предприятия, исходя из его организационно-правовой формы, которая включает производственную структуру (т.е. состав производственных подразделений, их специализацию и кооперацию) и структуру управления (состав управленческих и отдельных должностных звеньев, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненности и взаимодействия). При этом выбор типа организационной структуры (линейно-функциональной, дивизиональной, матричной, программно-целевой, смешанной или любой другой) зависит от целей и избранной организационно-правовой формы предприятия (государственное, частное, совместное, акционерное, объединение предприятий и т.п.), его производственной структуры (бесцеховой, цеховой, укрупненно-объектной и др.), формы организации труда, централизации и децентрализации функций управления. Кроме того, существенное влияние на выбор организационной структуры операциональной системы оказывают использование технических средств управления, компетентность руководства и стиль его работы. Оформляют организационную структуру, как правило, такими документами: штатным расписанием, организационной схемой управления предприятием, положением о его структурных звеньях и должностными инструкциями на каждого из работников.

  1. Определение количества и типов производственных ресурсов, требующихся для обеспечения заданной производительности. Например, нужно выяснить, сколько кассовых мест нужно предусмотреть в банке для обслуживания ожидаемого количества клиентов?

  2. Определение численности персонала предприятия, т.е. необходимого количества работников по основным категориям (рабочие, руководители, специалисты и другие служащие), специальностям, профессиям, квалификациям и источникам их пополнения. В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, предприятия самостоятельно определяют численность персонала и его расстановку, исходя из экономической целесообразности и наиболее эффективного использования трудовых ресурсов. Меняются в рыночной системе и источники пополнения персонала – централизованную плановую подготовку рабочих и специалистов замещает рынок труда, представителями которого являются службы занятости, биржи и ярмарки труда. Чтобы активизировать деятельность персонала, нужно также четко определить систему организации и стимулирования его труда, а также комплекс мероприятий, связанных с организацией рабочих мест и созданием на каждом из них необходимых условий для высокопроизводительной деятельности и выпуска продукции высокого качества, наиболее полного использования оборудования с соблюдением техники безопасности, повышения содержательности и привлекательности труда, сохранения здоровья работников.

  1. Определение площади пола, требующейся для каждого производственного участка. Например, если в отделении офсетной печати будет стоять четыре машины, то нужно знать, какая площадь потребуется для этого отделения с учетом проходов, промежуточных складов, стола мастера, площадей обеспечения, комнат отдыха персонала или ремонтных служб.

  2. Анализ связей между различными участками. В частности, нужно определить, какие из них следует расположить поближе друг к другу, а какие можно или должно разнести. Может оказаться, что два участка нужно разместить рядом с учетом перехода материалов или клиентов с одного участка на другой. В аэропортах, например, конторы по прокату автомашин всегда располагают рядом с отделением выдачи багажа. Некоторые участки приходится разносить, обычно по соображениям экологии, техники безопасности и т. п. Так, участок окраски должен быть далеко от участка пескоструйной обработки, где выделяется пыль и высок уровень вибрации.

  3. Разработка по результатам этапов 5 и 6генеральной схемы или компоновки с указанием всех размеров и места расположения каждого производственного и вспомогательного участка. При этом рассматривают сразу несколько возможных вариантов.

8. Четкое определение точного места каждой единицы оборудования, мебели и других производственных ресурсов на каждом участке. Часто эту работу выполняют с помощью определенных шаблонов (стандартов), накладываемых на чертеж генеральной схемы или компоновки: перемещая их в разные положения, добиваются оптимального расположения оборудования. В последнее время эту работу выполняют, как правило, с помощь компьютера.

Согласно технологии проектирования предприятия (опе­рациональной системы), нужно учитывать многие факторы и часто идти на компромиссы. Обычно из-за довольно высокой сложности этой работы единственно приемлемым подходом является стремление социальных проектировщиков к "согласительному", а не оптимальному результату. Поэтому для проектирования, а тем более внедрения социальных технологий важны не только аналитические и творческие, но и коммуникативные способности социальных проектировщиков и конструкторов.

Проблема оптимизации (улучшения) технологии проектирования операциональной системы – сложный и многокритериальный процесс, основными критериями которого могут быть практический эффект социальной технологии, время ее осуществления, а также необходимый минимум использования ресурсов. Что касается практического эффекта социальной технологии, то обычно его измеряют качеством той услуги, которую она "оказывает" конкретному человеку, той или иной социальной общности, а также количеством или спектром этих услуг и т.п. При этом социальная технология должна не просто использовать минимум ресурсов, а использовать их таким образом, чтобы услуги были качественными. С точки зрения временного интервала оптимальная социальная технология работает по таким принципам: "сейчас", "минимум ожиданий и задержек", "точное соблюдение сроков" и т.п.

Поскольку любая социальная технология представляет собой в то же время и операционально-деятельностную систему, ее оптимизация, по сути дела, сводится к пространственно-временному упорядочению составляющих ее операций. Сетевая модель при этом дает хорошую возможность оптимизировать временной аспект (параметр) социального проекта или технологии. В этом случае используются многочисленные временные показатели: продолжительность пути, в том числе и критического, резерв времени пути, ранний срок свершения события, поздний срок свершения события, резерв времени события, ранний срок начала работы, поздний срок начала работы, ранний срок окончания работы, поздний срок окончания работы, полный резерв времени работы и т.п. Кроме того, сетевой график дает возможность также распределить все ресурсы социальной технологии по отдельным видам работ. При этом процесс оптимизации операциональной системы или социальной технологии включает, как правило, следующиепроцедуры:

  1. разложение сложных операций на более простые;

  2. сокращение длины операциональной цепи, т.е. уменьшение критического пути;

  3. использование параллельных цепочек;

  4. развязывание сложных операциональных узлов;

  5. ликвидация замкнутых циклов;

  6. интеграция более мелких операций в более крупные.

Поскольку операциональные процессы бывают последовательными, параллельными и иерархическими, то реальная технологическая схема операциональной системы представляет собой их причудливое переплетение. При этом каждый из видов операциональных процессов при умелом их построении может дать свой положительный оптимизирующий эффект. Так, последовательная цепочка соединения операций может улучшить качество социальной технологии, параллельная – сокращает, а иерархическая – ускоряет развитие социального объекта. Кроме того, для построения и оптимизации операциональных технологических систем наряду с методами прогнозирования и проектирования, уже рассмотренными нами, используются также методы теории сетей, теории графов и исследования операций.