9.5. Миротворческие технологии
Миротворческие технологии – это один из видов социальных праксеологических технологий, направленный на своевременное распознавание и предотвращение острых антагонистических массовых конфликтов (от лат. "conflictus" –столкновение), которые могут перерасти в общественные кризисы или катастрофы. Миротворческие технологии стали активно развиваться в новейшее время, справедливо называемое периодом массовых социальных конфликтов, которые очень разнообразны и представляют собой достаточно серьезную опасность для будущего развития цивилизации.
Наиболее опасные социальные конфликты приводят к расходу огромного количества ресурсов, к страданиям и гибели людей, а также сдерживают поступательное развитие общественной системы. Поэтому для стабильного развития современного общества особое значение приобретает не только знание природы массовых социальных конфликтов, но и умение регулировать их посредством разработки и реализации миротворческих технологий.
Социальные конфликты исследует специальная отрасль интегрального социального знания, называемая конфликтологией. Значительный вклад в ее становление и развитие внесли такие видные ученые, как К. Маркс, А. Токвиль, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Д. Белл, К. Боулдинг, Е. Нордлинжер и многие другие. Конфликтология как самостоятельная сфера научного знания изучает такие основныепроблемы: 1) сущность и основные разновидности социальных конфликтов, их причины и роль в обществе; 2) тенденции и закономерности развития социальных конфликтов, а также пути и технологии их профилактики и разрешения.
Вообще под социальным конфликтом понимают высшую ступень развития социальных противоречий в обществе, которая характеризуется острым столкновением противоположных сторон (социальных сил), а также тенденциями усиления их сознательного противоборства в ходе реализации противоположных целей и интересов. Социальный конфликт – это силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим количеством социальных субъектов вследствие несовпадения их целей, интересов, ценностей или потребностей. Чаще всего он представляет собой столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, действий или целей больших социальных групп людей в обществе.
Поскольку социальные конфликты – весьма сложные социальные образования, то для их классификации (которая необходима для разработки миротворческих технологий) используют достаточно много различных оснований, таких как сфера приложения конфликта; тип участников конфликта; степень сложности конфликта; его предмет и масштаб; степень открытости, направленность и степень остроты; количество участников; степень новизны предмета конфликта; возможность его разрешения; социальные последствия и механизм протекания конфликта (табл. 32).
В основе любого конфликта лежат противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные или несовпадающие интересы, желания, цели и влечения оппонентов. Чтобы социальный конфликт начал разрастаться, необходим определенный инцидент – повод, после которого одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Конфликт –это конфликтная ситуация плюс инцидент. При этом инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, которые нужно разрешить.
Важную роль в социальном конфликте играет фактор времени, потому что конфликту свойственно разрастаться, проходя определенные этапы развития, среди которых выделяют следующие: 1) осознание конфликтующими сторонами своих интересов; 2) понимание конфликтующими сторонами законности своих притязаний; 3) инцидент или открытое вступление в конфликт, т. е. проявление вражды (именно на этом этапе предпринимают первую попытку урегулировать конфликт с помощью управленческих воздействий, а если эта попытка не удается, то конфликт развивается дальше); 4) разрастание и углубление конфликта (на этом этапе выявляются противоборствующие группы, проявляются скрытые причины, что объясняется поддержкой конфликта со стороны окружающих, а также поиском других сторонников). На этом этапе конфликт "обрастает" новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком, поэтому руководитель должен действовать и оперативно принимать меры. Нужно ввести конфликт в определенные рамки, принять необходимые правила и процедуры, которые признаваемы обеими сторонами, или обратиться за помощью к какой-либо третьей стороне, которая является авторитетом для других. Если же попытка разрешить конфликт не удается, то он продолжается уже в иных, более острых формах; 5) переход конфликта в антагонистическую стадию, т. е. стадию открытой конфронтации; 6) разрешение конфликта; 7) постконфликт, который возможен, особенно в том случае, когда конфликт разрешен посредством нахождения компромисса.
Представленную классификацию и периодизацию социального конфликта можно эффективно использовать при его диагностике, что, по сути, сводится к определению места конкретного конфликта в данной классификационной системе на каждом его уровне. В результате этого удается получить довольно полное описание социального конфликта, его подробную характеристику (своеобразную "фотографию"), которая является важным и необходимым условием при разработке конкретной технологии предотвращения конфликта.
Одним словом, разрабатывая миротворческую технологию, важно помнить, что социологическая наука неоднозначно подходит к оценке роли конфликта в развитии современного общества, выделяя при этом конструктивные и деструктивные конфликты. Однако какая бы роль ни отводилась социальному конфликту в обществе, всегда возникает необходимость перехода людей от конфликтного поведения к нормальному, т. е. нужны миротворческие технологии. Поэтому при их разработке необходимо принимать такие меры:
широко использовать информацию о конфликте: его сущности, истоках, этапах протекания и перспективах дальнейшего развития;
активно наращивать миротворческие ресурсы: привлекать миротворцев, средства массовой информации, финансовые ресурсы, систему законодательных актов и т. п.;
развертывать миротворческую деятельность, направленную на мирное разрешение социальных конфликтов.
Выбор миротворческой технологии зависит от стадии конфликта, его характера, претензий участников конфликта, а также от возможностей миротворцев. Это дает возможность определить основные фазы (этапы) разработки миротворческих технологий для разрешения производственных, политических, этнических, религиозных, идеологических и других социальных конфликтов:
диагностика конфликта с целью выявить происхождение, масштабы, структуру, характер и последствия конфликта;
оценка конфликта с точки зрения его природы и возможностей преодоления;
выбор определенной стратегии разрешения конфликта (одной стратегии либо нескольких ее вариантов);
формирование технологии разрешения конфликта, в том числе определение ресурсов, кадров, четкого плана или сценария действий (рис. 26).
Таблица 32
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333