Структура инновационного процесса
Стадия инновационного процесса | Характеристика стадии |
1 | 2 |
Создание новшества | Возникновение новшества как ответ на возникшую проблему или общественную потребность. Новшество сначала представляет собой единственный образец |
Распространение или продажа новшества | Созданное новшество начинают тиражировать в социальной системе в целях его распространения или продажи |
Использование новшества | Применение новшества для более полного удовлетворения той или иной общественной потребности. Оно демонстрирует свои преимущества по сравнению с прежними способами удовлетворения потребности |
Диффузия новшества | Проникновение новшества в различные сферы общественной жизнедеятельности |
Расширенное воспроизводство новшества | Воспроизводство и распространение новшества |
Кризис новшества | Новшество перестает быть эффективным в связи с тем, что появляются более новые средства удовлетворения общественной потребности |
Модификация новшества | Новшество модернизируют в соответствии с новыми общественными потребностями, и оно начинает несколько лучше удовлетворять потребность |
Прекращение производства новшества | Появление нового и более эффективного новшества, которое приходит на смену прежнему; это приводит к остановке производства последнего |
Инновационный процесс постоянно взаимодействует с окружающей его социальной и вещественной, в том числе природной, средой. Динамика этого взаимодействия выражается в жизненном цикле нововведения, в котором различают следующиестадии (этапы): 1)старт (появление новшества); 2)быстрый рост (диффузия инновации); 3)зрелость (насыщение потребности в новшестве); 4)кризис; 5)совершенствование; 6)финиш (падение производства новшества).
Эффективность нововведения во многом определяется темпами его роста (нередко это связано с успешностью перехода от простого воспроизводства инновационного процесса к расширенному) и своевременностью его прекращения (при насыщении потребности в новшестве). Более наглядно жизненный цикл новшества можно продемонстрировать на рис. 44.
Рассматриваемые вместе инновационный процесс и жизненный цикл новшества характеризуют нововведение как целостную и динамическую систему, которая имеет весьма противоречивый характер. Исходным в этом отношении является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью, где первая отрицает вторую. Острый характер имеют также противоречия внутри самой инновационной деятельности между радикальными и совершенствующими ее видами. Наряду с этим ряд противоречий порождает и разделение труда между участниками инновационного процесса – инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из этих групп имеет определенные интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов других групп. Это обуславливает и различное их отношение к нововведению – проявление инициативы, содействие, бездействие либо противодействие.
Использование новшества
Время жизни новшества
Рис. 44. Жизненный цикл (основные этапы) существования новшества
Особую актуальность на современном этапе приобретает задача интенсификации инновационных процессов. Для ее решения нужно широко развивать комплексные, в том числе социологические, исследования проблемы нововведений. Блок-схемы параметров таких исследований, как правило, включают такие элементы: 1) характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптированность и др.); 2) организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внутриорганизационных и межорганизационных структур и процессов и т.п.); 3) среда нововведения (характеристики экономических отношений, организация и стратегия управления нововведением в соответствующей отрасли общественного производства и т.п.); 4) динамика нововведения (параметры, характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла новшества); 5) результаты нововведения (его завершенность и эффективность).
Нововведение должно быть комплексным. Это означает, что для его интенсификации необходимо проектировать не только технико-экономические, но и социально-организационные параметры, развивать профессиональное управленческое консультирование относительно инновационных процессов, обучать персонал трудовых организаций восприимчивости к нововведениям, развивать инновационные способности персонала и т.п. А для этого, как известно, нужно широко применять новейшие методы исследования, проектирования и обучения – инновационные игры, диагностику реализуемости и эффективности нововведения, специализированные тренинги и т.п.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333