7.4. Технологии человеческого капитала
Одна из существенных характеристик постиндустриального общества (в сравнении с индустриальным) – быстрое формирование человеческого капитала, который, по мнению его теоретиков, приходит на смену обычному капиталу.
Попытки оценить в денежном эквиваленте качества и свойства людей предпринимались еще со времен рабовладения. Однако в наше время необходимость оценки интеллектуальных качеств человека стала особенно важной еще и потому, что свойства и качества личности начинают все больше определять уровень развития общества, его достижения и возможности. Теоретические основы осмысления значимости интеллекта и человеческих качеств в трудовой деятельности были заложены в трудах А. Маслоу, Э. Мэйо, П. Друкера, Ф. Херцберга и других исследователей, которые, по сути, обосновали закон возрастания роли человека на производстве. Основной же вклад в разработку и пропаганду этой концепции внесли зарубежные ученые Т. Шульц и Г. Беккер, которые понимали под человеческим капиталом совокупную оценку имеющихся у личности запасов знаний и навыков, мотивации и активности. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
По мнению Е. Марчука, понятие "интеллектуальный потенциал" является составляющей более широкого понятия "гуманитарный потенциал". Гуманитарный потенциал нации качественно отличается от простой суммы человеческих потенциалов каждого гражданина. Он определяется уровнем физического и психического здоровья нации, ее социального благополучия, уровнем нравственности, духовности и интеллектуального развития (интеллектуального потенциала), а также психологического единства и гуманитарной активности (т.е. активности в проявлении всех перечисленных выше признаков). При этом интеллектуальный потенциал нации имеет несколько важных составляющих, среди которых необходимо выделить следующие: а) систему образования, включающую государственные и негосударственные учебные заведения; б) компьютерное обеспечение; в) систему связи, качество которой определяют ее скорость, надежность, стойкость к препятствиям, защищенность от несанкционированного доступа; г) базы данных на печатных (библиотеки) и электронных носителях; д) систему науки, включающую государственные и негосударственные научные заведения; е) интеллектуальную собственность в виде патентов, лицензий и "ноу-хау" [22].
Одним из важнейших приоритетов в успешном развитии государства является создание условий и механизмов для эффективного превращения интеллектуального потенциала народа в интеллектуальный капитал – интеллектуальный потенциал, активно используемый в процессах социально-экономического развития государства [22].
Категориальный аппарат, на котором основаны теоретические концепции и технологии человеческого капитала, еще не устоялся, поэтому он довольно разнообразен. Ключевым является понятие человеческого капитала, под которым обычно понимают некоторую интегральную характеристику, аккумулирующую инвестиции в обучение работника, его компетентность.
Человеческий капитал, таким образом, представляет собой накопленные вложения в человека, его профессионально-квалификационную подготовку и воспитание, а также в формирование прогрессивной мотивации и установок, развитие его важнейших свойств и качеств. Человеческий капитал одного работника – это стоимость актуальных, необходимых для его деятельности знаний, умений и навыков. А те знания и навыки, которые не нужны и никогда не потребуются в деятельности фирмы или сообщества, не имеют социальной ценности и не входят в человеческий капитал. Например, если работник владеет искусством ирокезов (индейских народов, населявших США и Канаду), которое никогда не пригодится ему в деятельности фирмы, то как бы дорого не достались ему эти знания, их не оценивают как человеческий капитал. Однако ситуация может сложиться так, что этот работник перейдет в другую фирму, где его знания искусства ирокезов приобретут особую актуальность, и тогда они войдут в оценку человеческого капитала.
Парадокс современного производства и практически любой созидательной деятельности человека заключается в том, что никогда нет гарантии того, что те или иные знания, умения или навыки пригодятся и принесут ему высокий производственный или социальный результат. Человеческий капитал фирмы или сообщества определяется совокупностью индивидуальных капиталов плюс капитал, вложенный в интеллектуальные, обучающие, коммуникативные, информационные и другие технологии. Если упростить подход к определению капитала фирмы, то надо подсчитать стоимость подготовки работников и затраты на реализацию их интеллектуальных возможностей.
Вспомогательными категориями теории человеческого капитала являются понятия интеллектуального, структурного, организационного, инновационного и процесс-капитала. Под интеллектуальным капиталом понимают сумму структурного и человеческого капитала, определяющего возможность постоянно создавать и поставлять дополнительные ценности. Структурный капитал – это ценность, которая остается после того, как служащие (человеческий капитал) уходят домой (списки потребителей, руководство, торговые марки, организационные структуры и т. п.). Организационный капитал представляет собой систематизированную и консолидированную компетентность плюс организационные системы повышения инновационных и организационных возможностей компании по созданию ценностей. Он состоит из культурного, инновационного и процесс-капитала. Что касается инновационного капитала, то он определяет возможности обновления компании, выраженные в интеллектуальной собственности (которая включает защищенные коммерческие и другие права), а также нечетко определенные активы и ценности, такие как "ноу-хау" и коммерческие тайны. И наконец, термин "процесс-капитал" определяет комбинированное значение процессов, создающих ценности и не создающих таковых.
Наряду с этим система характеристик, которая "покрывается" капиталом, принадлежит индивиду (или фирме) и может быть реализована в виде определенных ценностей, называется потенциалом. Соответственно первому ряду категорий, идущих в связке с капиталом, можно выделить систему категорий, характеризующих потенциал: человеческий, интеллектуальный, инновационный, структурный, процесс-потенциал и т. п.
Теория человеческого капитала в последнее время довольно широко распространена на уровне корпораций и фирм. Уже в начале 60-х годов XXст. американский ученый Э. Флэмхольц разработал концепцию анализа человеческих ресурсов на уровне фирмы. В своих работах он предпринял попытку численно измерить стоимость человеческих ресурсов, а также выдвинул аргументы по переориентации внимания руководителей на человеческий капитал и его использование в аспекте работы с персоналом, а также в выработке стратегии и тактики расстановки, использования, удержания, оценки и вознаграждения персонала.
Однако пионером в области технологизации интеллектуального и человеческого капитала стал специалист в области управления Л. Эдвинссон (бывший директор по интеллектуальному капиталу корпорации "Skandia" – шведского гиганта в области страховых и финансовых услуг, основанного полтора столетия назад), который с 1991 г. начал работать в сфере интеллектуального капитала на этой фирме. Он ввел в практику матрицу "SkandiaNavigator" – эффективный инструмент, применяемый для идентификации и развития интеллектуального капитала. Этот инструмент помогает определить человеческий капитал (в сочетании с потребительским капиталом, внутренними процессами и способностью компании к инновациям), который создает финансовую стоимость компании. Он дает четкую картину прошлого, настоящего и будущего компании, а также используется как эффективная модель для стратегического планирования и управления.
Несомненную ценность эта матрица имеет и на индивидуальном уровне, когда ее используют для оценки производительности и роста каждого работника компании. Например, если компания решила, что ей требуется увеличить инвестиции в обучение служащих, система "Navigator" поможет установить, сколько часов обучался конкретный служащий и какова сумма, затраченная на его подготовку. Этот служащий может также получить доступ к специальной программе сети "Интернет", чтобы узнать, какие еще курсы ему нужно пройти в ближайшее время. Кроме того, "Navigator" дает информацию о продуктивности каждого служащего, достижениях и перспективах его карьеры.
Эффективность технологий человеческого капитала достаточно высокая. Так, в 1991 г. одно из подразделений корпорации "Skandia" начало использовать систему "Navigator", и его совокупный доход вырос с 300 млн дол. до 16 млрд дол. в 1998 г. [34].
Среди технологий человеческого капитала в современном социальном менеджменте выделяются две группы технологий. Первую группу составляюттехнологии оценки человеческого капитала и человеческих ресурсов, которые строятся на основе издержек [33, с. 110-114]. При этом учитываются издержки набора и отбора одного успешного кандидата, затраты на предоставление работнику места, издержки на его профессиональную ориентацию и формальную подготовку, а также различные косвенные издержки обучения, замещения или ухода работника по причине увольнения и т. п. Все остальные технологические модели строятся на базе технологии оценки человеческого капитала. Вторую группу образуюттехнологии работы с персоналом, на основе и в аспекте человеческого капитала. Сюда входят технологии формирования карьеры и кадровой политики, технологии обучения и организации работы персонала.
Таким образом, технологии человеческого капитала – это ныне наиболее перспективные и эффективные направления совершенствования деятельности трудовых ассоциаций. Для освоения их необходим значительный интеллектуальный ресурс управляющих и менеджеров организации. Однако затраты на разработку, приобретение и использование этих технологий быстро окупаются вследствие увеличения получаемых доходов.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333