logo
Теория социальных технологий Учеб

Классификация видов социальных ситуаций

Основание классификации

Виды ситуаций

Степень соответствия реальной жизни

• Реальные;

• условные

Степень соответствия норме

• Нормальные;

• девиантные;

• экстремальные

Степень соответствия социальному времени

• Прошлые;

• настоящие (актуальные);

• будущие

Степень сложности

• Простые;

• сложные;

• сверхсложные

Характер развития ситуации

• Детерминированные;

• вероятностно-стохастические

Степень новизны

• Известные;

• подобные;

• неизвестные

Возможность контроля

• Контролируемые;

• неконтролируемые

Возможность действия

• Благоприятные;

• вынужденные;

• критические;

• безвыходные, или безысходные

В соответствии с этой классификации палитра видового разнообразия социальных ситуаций достаточно сложная. Так, по степени соответствия реальной жизни все ситуации подразделяют на реальные и условные. Реальные ситуации отражают реальные социальные процессы; они являются типическими.

Условные же ситуации искусственны; они исключительно редко встречаются в социальной действительности, однако достаточно рельефно обнажают сущностные стороны исследуемых социальных явлений, процессов и отношений.

По второму признаку, отражающему соответствие ситуации норме, их можно подразделить на нормальные, девиантные и экстремальные. Нормальные ситуации развиваются как обычно, девиантные фиксируют различные отклонения, а экстремальные отражают те социальные явления и процессы, которые ставят общественную систему на грань выживания, когда стоит вопрос о ее существовании в прежнем качестве.

Временной параметр дает возможность выделять прошлые, настоящие и будущие ситуации. Прошлые ситуации характеризуются тем, что они уже возникали в практической жизни общества и полезны для анализа и изучения прошлого опыта. Настоящие ситуации характерны в основном для явлений и процессов современной социальной действительности. Будущие же ситуации носят предположительный (прогностический) характер.

По параметру сложности ситуации подразделяют на простые, сложные и сверхсложные. Простые ситуации представляют собой результат взаимодействия нескольких факторов и являются однозначными. Сложные ситуации характеризуются многообразием действующих факторов, однако можно предсказать социальное развитие в них. Сверхсложные же ситуации развиваются совершенно непредсказуемо.

По степени новизны ситуации подразделяют на известные, подобные и неизвестные. От этого зависят их функции в процессе социализации или обучения людей. Известные ситуации, например, используют для тренинга, подобные – для обучения способностям применения знаний при выработке действий в сходных ситуациях, а неизвестные – для выработки исследовательских качеств и развития творческого подхода к оценке реальной социальной действительности.

По возможности контроля выделяют контролируемые и неконтролируемые ситуации. В контролируемых ситуациях субъект деятельности имеет полномочия и ресурсы, необходимые для управления ею. Именно такое содержание вкладывают в расхожую среди управленцев фразу: "Ситуация под контролем!" Неконтролируемая ситуация иногда может быть и абсолютно неконтролируемой, когда речь идет о космических или планетарных катастрофах. Однако чаще всего ее неконтролируемость относительна, т.е. ситуация может быть не контролируема одним субъектом, но вполне контролируема другим.

Наиболее важный параметр классификации социальных ситуаций – возможность деятельности по выходу из них. Благоприятные ситуации "ласкают и возносят" субъекта независимо от его трудового вклада, т.е. определяют везение, удачу и т.п. Вынужденная ситуация, по мнению польского ученого Т. Пщоловского, возникает только в том случае, если мы ощущаем какую-либо потребность, когда нам чего-то не хватает, а также тогда, когда мы предвидим возникновение определенной потребности. При этом если человек не будет действовать, то ему станет намного хуже, потребности будут мучительными, и это может привести к критической ситуации [25, с. 158]. С одной стороны, такая ситуация принудительна, и в ней субъект может понести значительные потери, а с другой – нужна решительность и целенаправленные усилия для достижения цели. Безвыходная (безысходная) ситуация крайне неблагоприятна. В ней нет возможности действовать, и субъекту остается уповать только на чудо. Искусство управления и мудрость жизни в таких ситуациях ориентируют на то, что их просто нельзя допускать; необходимо бороться с ними хотя бы на критической стадии. Однако и к критическим ситуациям применим известный тезис: "Мудрец не тот, кто выходит из самых сложных ситуаций, а тот, кто не попадает в них".

Исходя их видового разнообразия социальных ситуаций, можно предложить технологию ситуационного анализа, которая включает такие этапы: 1) проблемное структурирование с выделением комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, а также последствий и методов разрешения (проблемный анализ); 2) определение характеристик и структуры ситуации, ее функций и взаимодействия с внешней и внутренней средой (системный анализ); 3) установление причин, которые привели к возникновению ситуации, а также следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ); 4) диагностика содержания деятельности субъекта в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ); 5) построение системы ценностных оценок ситуации и составляющих ее элементов, а также условий, последствий и действующих лиц (аксеологический анализ); 6) подготовка прогнозов относительно вероятного, потенциального и желаемого будущего (прогностический анализ); 7) выработка рекомендаций относительно поведения субъектов или действующих лиц в данной ситуации (рекомендательный анализ); 8) разработка программы деятельности в данной ситуации по реализации поставленной цели (программно-целевой анализ).

Технологии прогностического анализа следует отличать от прогностической деятельности, т. е. деятельности по выработке прогнозов, сущность которых многопланова и многоаспектна. Она включает гносеологический, логический и онтологический аспекты, каждый из которых характеризует сущностную основупрогноза в его направленности на определенные методы получения, обработки и анализа информации.В гносеологическом смысле прогноз представляет собой знания, информацию, а также сведения о будущем. С гносеологическим смыслом прогноза тесно связано егологическое понимание как логически обоснованного высказывания.В онтологическом смысле прогноз, по сути дела, сводится к совокупности фактов будущего в настоящем.

Технологии прогностического анализа включают не столько разработку, сколько использование моделей будущего и методов его достижения. По сути, этот вид технологий анализа сводится к прогностической диагностике, т. е. выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему их состоянию, а их назначение состоит в формировании предсказаний относительно будущего развития ситуации. В прогностическом анализе применяют, как правило, два вида технологий: 1) нормативного прогностического анализа, при котором задают будущее состояние системы и определяют способы достижения будущего и 2) поискового прогностического анализа, когда посредством построения трендовых моделей определяют ситуацию будущего. Будущее представляет собой явление и бытия, и инобытия, которого еще нет, но оно, с одной стороны, всегда сохраняет преемственность с прошлым, а с другой – принципиально отличается от него.

Технологии поискового и нормативного прогнозирования в известном смысле противоположны. При нормативном прогнозировании на основании заданной модели будущего определяют способы ее достижения с использованием возможностей общества. Поисковое же прогнозирование, основываясь на возможностях общества, определяет содержание будущего. Как видно, поисковость и нормативность в прогнозировании предполагают друг друга, обеспечивая тем самым своеобразные "точки опоры" прогностического анализа. Поэтому его технологию целесообразно реализовывать циклически, соединяя в единый процесс нормативность и поиск, что дает возможность взаимно и системно уточнять будущее и пути его достижения.

В этой связи обобщенная технология прогностического анализа включает следующие процедуры: 1) выявление в прошлом и настоящем прецедентов будущего, его ростков, одни из которых разовьются в основы будущего, а другие неизбежно погибнут, а также оценка их перспективности; 2) определение неизменных и постоянных в социальном времени характеристик объекта, явления или процесса; 3) событийный анализ объекта, явления или процесса с выяснением массы, частоты и темпа наступления событий; 4) построение трендовых моделей развития социальных объектов во времени; 5) построение модели будущего, ее проверка и уточнение.

Технологии рекомендательного анализа ориентированы на выработку научно-практических рекомендаций относительно поведения действующих лиц в определенной ситуации. Они играют особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика, а также обеспечивают внедрение результатов иссле­дования в жизнь. Основная проблема технологий этого вида анализа – взаимопонимание и общность языка исследователя и практика-управленца. Дело в том, что менеджер-практик не может подняться до уровня понимания ситуации исследователем. Поэтому исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования практической деятельности управленца, изложив их в категориях понятного для управленца языка. Технологии рекомендательного анализа отличаются от прагматических тем, что предполагают выработку определенных вариантов поведения в некоторой ситуации. В технологической структуре рекомендательного анализа можно выделить следующие операции: 1) систематизация результатов научного анализа определенной части социальной реальности, а также выявление основных тенденций, закономерностей, событий и т.п.; 2) анализ проблем, потребностей и возможностей деятельности практических работников, а также оценка уровня эффективности их деятельности; 3) определение необходимых мер, направленных на повышение эффективности деятельности практических работников на основе осмысления результатов анализа социальной реальности; 4) коррекция модели практических действий с точки зрения их реалистичности, а также соизмерение этой модели действий с возможностями практических работников.

Технологии программно-целевого анализа представляют собой дальнейшее развитие технологий рекомендательного анализа в аспекте выработки программы действий по достижению определенных целей. Такие технологии направлены в основном на разработку подробной модели достижения какой-то цели в будущем. Процесс программно-целевого анализа имеет такие составляющие: 1) системное описание проблем, которые свойственны объекту программирования, их классификация, ранжирование и определение степени важности; 2) построение модели желаемого будущего на основании изучения тенденций развития данного объекта или подобных ему; 3) определение целей, методов и средств достижения какой-то цели в будущем, а также выявление факторов, необходимых условий и ресурсов; 4) программирование основных мероприятий разрешения проблем и продвижения к будущему, а также увязка целей с этими мероприятиями и имеющимися ресурсами; 5) определение направлений институционализации программы, ее информационного, финансового, правового, идеологического, организационного и кадрового обеспечения, а также определение способов контроля, мониторинга реализации и совершенствования программы. Конкретными результатами программно-целевого анализа могут быть подготовительные материалы к разработке программы, концептуальное осмысление которых дает возможность сделать это эффективно.

Рассмотренные виды технологий анализа далеко не исчерпывают весь перечень информационно-аналитических технологий. Каждый аналитик или исследователь вырабатывает свои собственные подходы и приемы аналитической деятельности, которая является творческим процессом и никогда не ограничивается рамками достигнутого. Ее развитие определяется прежде всего расширением потребности в аналитической деятельности, а также появлением новых проблем, которые необходимо осмыслить и разрешить. Немаловажную роль в этом процессе играет развитие теории познания, методологии и методов аналитической деятельности, а также совершенствование информационно-компьютерного обеспечения.