3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
Эволюция теории социальных технологий, как и социальных наук в целом, долгое время проходила под воздействием социально-философских идей модернизма, который включает в себя совокупность таких частных принципов, как монизм, фундаментализм, элементаризм, редукционизм, линейность, динамичность и др. Но уже к середине XXст. социальные науки, развиваясь в рамках идей модернизма, обнаружили свою неадекватность в освещении социальной реальности, не обеспечили серьезной ее экспертизы и технологизации. Как справедливо отмечают многие авторы, на современном этапе описательные функции науки недостаточны, а ее рекомендательная и технологическая, т. е. ведущая к эффективному управлению роль "стала значительной и особенно ценимой лишь с серединыXXв. и даже позже" [25, с. 82].
Другими словами, объяснительные теории, построенные на авторитете отдельных ученых, не дают проверяемых общественных прогнозов, а многие из них оказались фактически мифами. В образовавшемся своеобразном вакууме, как это ни парадоксально, открываются большие возможности для развития социальных технологий, но уже в русле новой, постмодернистской парадигмы.
Таким образом, к концу XXв. теория социальных технологий стала активно развиваться в рамках уже принципиально иного, нового социально-философского течения, получившего название"постмодернизм", которому свойственны следующиехарактерные особенности. Во-первых, постмодернизм являются идейным противником модернизма как социально-философского и мировоззренческого течения, проповедующего безудержное развитие науки и научно-технического прогресса.Во-вторых, постмодернизм видит в качестве основной причины социально- экономических кризисовXXст. прежде всего рационализм, лишенный духовно-нравственного и гуманистического начала. Поэтому он подвергает резкой критике технократическую парадигму развития общества как антигуманную, детерминистскую, приводящую к трагическим для него последствиям.В-третьих, если в методологическом плане рационализм опирается на идеи системности, целостности и детерминизма, а также на строгие количественные методы исследований, то постмодернизм проповедует хаос, распад, переходность, стихию, плюрализм, релятивизм и дополнительность, используя главным образом качественные подходы к осмыслению всего многообразия системных проявлений сути социальной реальности.
Для постмодернизма, таким образом, свойственно принципиально иное понимание целостности, когда часть и целое рассматриваются как суверенные и взаимопроникающие. Немаловажная его особенность – принцип когерентности, т. е. синхронизации и согласованности всех социальных явлений и процессов. Если модернистская технология, выстраивающая жесткие цепочки причинно-следственных связей, является строго детерминистской, то постмодернистская технология базируется на иных, более гибких, формах социального взаимодействия, таких как связь состояний, корреляционная связь и т. п.
Исходя из этих теоретических посылок, в последнее время формируется новая методология постмодернистских подходов к социальным технологиям. Так, если "жесткий" постмодернизм отрицает в определенной мере необходимость технологизации социальной сферы, считая ее негативным следствием промышленной технологизации, то "мягкий" постмодернизм, идеологически остывший от борьбы с модернизмом и рационализмом, по сути дела, сам того не желая, формирует более современную методологию рационализма и тем самым существенно влияет на методологические основы социальных технологий, выдвигая к ним принципиально иные требования.
Согласно этой методологии социальные технологии должны обладать следующими характеристиками: 1) отличаться полифункциональностью, полиструктурностью и многообразием проявлений; 2) обладать высокой адаптивностью, вариабельностью и стохастичностью; 3) находиться в подчинении человека и иметь строго гуманистическую ориентацию; 4) обеспечивать согласованность всего многообразия факторов окружающей среды, а также обеспечивать равновесие человека с социальной и природной средой; 5) основываться на принципе нелинейности социальных явлений и процессов; 6) использовать принцип синергизма при проектировании и построении социальных технологий, который приводит к умножению их эффективности. В рамках этой методологической парадигмы, как показывает анализ, выделяют три основных направления в развитии теории социальных методологий.
Первое направление связано с переносом внимания от индивида к социуму. Оно реализуется в русле концепции антропоцентризма, в центре которой находится человек, его ценностные ориентации, интересы и мотивы. По поведению человека в социальной среде делают выводы о состоянии социума, уровне его развития и зрелости, а также о возможностях его социальной технологизации.
Второе направление обозначают как социоцентрическое. Центр внимания в нем перенесен на исследование группы, сообщества, в результате которого выявляют характеристики, тенденции, закономерности и на основе этого делают выводы о возможностях технологизации поведения и действий человека в группе.
Третье, или интегративное, направление, на наш взгляд, является самым продуктивным, так как дает возможность наиболее предметно раскрывать динамику коллективистских (ассоциативных) и субъективно-личностных характеристик. Это направление вбирает в себя оба начала: с одной стороны, технологии процесса самореализации человека, проявление его способностей и задатков, а с другой – процесса взаимодействия, взаимореализации. Суть его состоит в разрушении противоречия между "взаимо" и "само" в пользу "самости", т. е. всестороннего воспроизводства универсально-целостного и гармонично развитого творческого человека [25, с. 30]. При этом формы социальной технологизации совместной жизни, способы взаимных связей и отношений (социальные качества) пребывают в гармонии с процессом свободного развития каждого индивидуума как важнейшего условия свободного развития всех членов общества.
В этой связи на первый план в технологизации социума выступает качество его социализации, а также роль в этом всех социально-технологических образований – социальных институтов: семьи, государства, трудовых коллективов, общественных и творческих объединений, политических партий, профсоюзов, образования, религии и т. п. Еще в серединеXXв. известный социолог П. Сорокин убедительно раскрыл селективную функцию образования, его возрастающее значение в развитии современного общества.
Таким образом, социальность – это взаимообусловленность процессов и результатов совместной и индивидуальной человеческой жизнедеятельности. Проблема в том, что систему связей можно понимать как то, что существует "в людях" и "через людей", и как то, что существует "рядом с людьми" или "над ними". Соотношение общества и людей, социального и индивидуального проясняется в теории социальных технологий через анализ соотношения общества и государства. Если отождествить последние, то общество можно представить как особую систему, в которую "включаются" и где социализируются индивиды. Если же их рассматривать как разные социальные формы и, более того, характеризовать государство как одну из подсистем общества, то в общественных связях раскрываются их зависимости от движения сил и способностей индивидов, от самореализации людей.
В этом случае речь идет о гражданском обществе, о корпоративных интересах, их соотношении с личными и государственными интересами. При этом социально-технологический анализ ориентирован на изменение, динамику форм социализации, общества, государства, а также индивидной самореализации. Предпочтение при таком анализе отдают не общим определениям и категориям, а логике эволюции социальных связей и отношений.
Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что теория социальных технологий – это наука о закономерностях технологизации социума в целях его более эффективной и рациональной социализации для включения социальных субъектов (человека, группы, общности, нации, народа, государства) в освоение ценностей мировой культуры, а также о динамике социальных форм, создаваемых людьми для разрешения сущностного противоречия между "взаимо-" и "самореализацией" и создания благоприятных условий своей жизнедеятельности в экодиалоге человека и природы.
Такая конструктивная, творческая теория социальных технологий должна базироваться на инновационной методологии, позволяющей разрешать в органическом единстве проблемы исследования и практического развития различных социальных систем [25, с. 31]. В результате этого значительно усиливается прикладной потенциал самой теории социальных технологий, расширяется ее научная база, повышается авторитет как интеграционной системы научного знания, обеспечивающей комплексный подход к технологизации явлений и процессов социальной жизнедеятельности.
Объектом теории социальных технологий при этом является человек, личность, социальная группа, общность, государство, нация, социальное пространство, социальные связи и отношения, но не в статике, а в динамике, т. е. в непрерывном изменении под влиянием социальной действительности.Предметом же исследования являются возможности и качество социальной технологизации общественной жизнедеятельности, интенсивность и эффективность этого процесса, а также проблемы соответствия социальных институтов, форм и методов их работы объективной потребности человека в самореализации, в развитии своего творческого потенциала, воспроизводства и самореализации социального интеллекта группы, общности, нации, народа.
Действительно, интеллектуально-инновационная революция знаменовала становление такого "мира изменений", в котором человеку уже невозможно адаптироваться, не занимаясь постоянно творчеством и саморазвитием на базе современных технологий непрерывного образования и самообразования. Подлинным прорывом на этом пути стало появление к концу XXст. наукоемких, высокотемповых экономик и социальных систем, где все большее место занимают образовательные технологии. Что же касается технологии социализации, то, будучи универсальной, она состоит из множества частных, конкретных социальных технологий. Ее рассматривают как учение о социальных навыках, умениях и мастерстве в рамках социально-технологической теории, направленное на обучение рациональным способам и приемам социального действия.
Социальное действие, направленное на "включение" социального субъекта в ценности культуры и жизни, а также "включение" человека в социальные связи, должно быть подкреплено прежде всего технологичностью социальной сферы общества, деятельностью его социальных институтов. Используя предложенную известным немецким социологом М. Вебером структуру социального действия, основанную на учете в нем меры и степени рациональности, можно гарантировать технологичность процесса социализации и целенаправленного гуманистического освоения социального пространства.
Таким образом, можно утверждать, что появившаяся новая отрасль научного знания – теория социальных технологий – и ее инструментарий (новые методы, способы и процедуры) направлены на достижение социального результата в соответствии с целями современного общества по более полному использованию ресурсов человека. Эта сравнительно новая область научного обществознания призвана дать ответ на вопрос, как с наименьшими издержками, без жертв и страданий добиться высокоэффективной совместной жизнедеятельности людей. В ее основу положена социология управления, исследующая процесс формирования социально-технологической культуры каждого современного человека, а не только специалистов в области менеджмента.
Разработка социальных моделей, программ, проектов, планов и адекватных им технологий общественного развития – это прерогатива не только теории социальных технологий, но и всех социальных наук, означающая полную реализацию ими своих прямых функций – аналитической, информационной, технологической, экспертной.
При этом в плане технологизации социального знания следует выделить три аспекта: во-первых, все то, что связано с исследованием соответствующих процессов, – социальные и личностные структуры;во-вторых, все, что имеет отношение к формированию своего рода "технологического" раздела в каждой отрасли обществознания, обосновывающего рациональные способы социального действия;в-третьих, то, что связано с теорией социальных технологий как особой научной дисциплиной, изучающей закономерности социальной технологизации социума и его подсистем, а также методы, средства и процедуры направленного воздействия на социальные объекты и, кроме того, проектирующей эффективные способы и приемы взаимодействия и самореализации людей.
Инновационная теория социальных технологий должна служить социальному обустройству современного общества. Поэтому необходима современная универсальная технология включения этой теории в механизм государственного управления, а также программа поддержки ее приоритетных научных направлений.
За критерий научной истины в инновационной теории социальных технологий можно принять проверяемый прогноз: изменяются ли условия жизнедеятельности людей в экодиалоге с природой и в какую сторону – социального прогресса или регресса. Отсюда следует и весьма широкий спектр социально-технологического освоения жизненного пространства – от технологий созидания до технологий разрушения.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333