11.3. Технологии социального познания
Технологии социального познания как разновидность информационных технологий ориентированы прежде всего на получение знаний о функционировании общества, о закономерностях и тенденциях его развития. В своем становлении технологии социального познания прошли несколько этапов.
Первые ростки технологий социального познания берут свое начало в глубокой древности. Уже в древних обществах существовала потребность в получении информации о характеристиках населения. Так, в IIIтысячелетии до н. э. в государствах Азии и Африки возникли технологии первых примитивных социологических опросов, в результате которых устанавливали численность населения, способного носить оружие и выплачивать налоги, а также его естественные изменения. По сведениям Геродота, скифский царь Ариантас для определения количества своих воинов приказал каждому из них под страхом смерти принести по наконечнику стрелы. Подобным способом учитывал своих воинов и Тамерлан – каждый воин должен был положить по одному камню. В некоторых древних храмах технологии были еще оригинальнее. В них приносили жертвы богам: меру пшеницы – в случае рождении человека, меру ячменя – в случае смерти. В античную эпоху учет населения поручали уже специальному чиновничьему аппарату, а в средние века возник институт переписей населения. На Руси он известен сXI-XIIв. С концаXVIIIст. переписи населения стали регулярным делом в большинстве стран мира.
Начало капиталистического развития цивилизации обострило необходимость систематического получения точных знаний об обществе, которые до этого носили лишь фрагментарный характер. С возникновением в 50-х годах XIXст. социологической науки открылись более широкие возможности не только для учета населения в обществе, но и для изучения более сущностных сторон социальных объектов, явлений и процессов. Появились технологии проведения социологических исследований, совершенствование которых ускоряли следующие факторы: 1) развитие рыночных отношений, которые "выковали" технологии маркетинга; 2) потребности политической демократии, в частности выборы в представительные органы власти, которые способствовали становлению массовых опросов населения и развитию избирательных технологий; 3) нужды совершенствования организации и управления общественным производством, которые стимулировали научное изучение трудовых коллективов, систем их организации и управления.
Наиболее благоприятные условия для развития технологических основ социологических исследований сложились в США, где эти факторы были чрезвычайно востребованными со стороны общества. Постоянные президентские выборы вызвали к жизни потребность в прогнозировании результатов посредством массовых опросов, а интенсивные поиски в сфере менеджмента способствовали широкомасштабным исследования и выработке новых форм организации и стимулирования труда. Несколько позже, с 40-х годов XXв., начали бурно развиваться маркетинговые исследования – сначала в США, а затем и в странах Западной Европы.
Технологии социологических исследований, особенно массовых опросов, прошли через горнило своих собственных революций, которые способствовали такими достижениями:
разработке выборки и выборочных опросов, резко увеличивших точность получаемых результатов и уменьшивших затраты на их проведение;
применению специально разработанного и проверенного инструментария. Например, в массовых опросах стали использовать такие вопросы, воздействие которых на ответы респондентов старались минимизировать;
появлению ЭВМ, а затем персональных компьютеров и современных средств коммуникации. Так, компьютеры значительно облегчил не только конструирование инструментария, но и обработку, и анализ социологической информации. Теперь анкеты уже не нужно было пересылать к местам опроса поездом либо самолетом и собирать их таким же образом у респондентов. Факс, электронная почта и мобильный телефон сделали социологические исследования очень оперативными.
Значительный вклад в технологизацию социологических исследований внесли видный французский ученый Э. Дюркгейм (несколько своих фундаментальных работ он посвятил методам социологических исследований), американский исследователь Дж. Гэллап (разработал методику выборочного опроса, которую впервые применил в 1936 г. при прогнозировании результатов президентских выборов), известный американский социолог П. Лазарсфельд (усовершенствовал количественные методы социального познания), российские ученые В. Ядов и Г. Осипов (внесли значительный вклад в формирование методологии, программы и методов социологических исследований), а также Т. Заславская, Б. Грушин и др. (заложили основы общенациональных опросов в России), украинский социолог Н. Чурилов (создал технологию общенациональных опросов в Украине).
Технологический подход в социологии применяется в основном по двум направлениям: первое ориентировано на технологизацию проблем моделирования социологического исследования как такового, авторое –на технологизацию его программирования. Все остальные технологии социологического исследования носят, как правило, частный характер и входят в эти направления. Отмеченные направления различаются между собой и по своему назначению в исследовании. Технологии исследования представляют технологизацию самого процесса исследования. Что же касается технологии программирования исследования, то она является скорее не моделью социологического исследования, а его обоснованием, наличие которого создает необходимые условия для избежания риска, а также для более эффективной организации и проведения социального исследования.
Первое направление технологизации, или моделирование исследования, реализуется выделением в нем основных деятельностных блоков, которые в то же время являются важнейшими этапами самого процесса социологического исследования: 1) его подготовка, когда ищут заказчика и ресурсы для исследования, а также разрабатывают его программу; 2) реализация этой программы, которая представляет собой своеобразную "партитуру" социологического исследования; 3) анализ результатов и подготовка рекомендаций для практики. Схематично это технологическая модель представлена на рис. 28.
Технология подготовки социологического исследования включает совокупность предварительно решаемых теоретических, методологических, информационных, организационных и других задач. Методологический аспект заключается в выработке методологических подходов и методических приемов анализа изучаемых социальных явлений и процессов.
Рис. 28. Этапы социологического исследования
Рис. 29. Технология разработки программы социологического исследования
Теоретический аспект состоит в выборе теорий (концепций), используемых в исследовании, а также разработке методов построения новых теорий (концепций) или совершенствования имеющихся. Информационный аспект социологического исследования включает решение вопросов относительно информационной базы, в частности эмпирической базы исследования, т. е. совокупности используемых в исследовании источников информации, некоторой совокупности фактов. Исследователю, приходится здесь определять не только какой будет информация на входе исследовательской технологии, но и каким будет содержание и форма представления информации на ее выходе. Наконец, организационный аспект исследования заключается в формировании исследовательского коллектива, а также распределении функций и обязанностей между его членами. Не обходится здесь и без планирования исследовательской деятельности.
Второе направление технологизации социологического исследования – это фактически процесс разработки его программы. Схематично его можно представить в виде некоторой совокупности последовательных деятельностных процедур (рис. 29).
Представленная на рис. 29 технология разработки программы социологического исследования является сравнительно подробным изложением его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой исследовательской работы и гипотез исследования, с указанием правил и процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа как основной научно-методический документ исследования выполняет в нем несколько важнейших функций, среди которых немаловажной является технологическая.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333