Характеристика принципов строения социальных технологий
Принцип | Характеристика принципа |
Эффективность и оптимальность | Предполагает, что технология – это способ повышения эффективности и достижения оптимальности социальной деятельности в соответствии с различными критериями оптимальности |
Целеполагание | Предполагает придание четкой целевой направленности всякой социальной деятельности |
Системность | Ориентирует на системное, комплексное преобразование объекта, а также на учет всех факторов и последствий деятельности, четкое ее структурирование |
Синергизм | Ориентирует на получение умноженного результата, или синергетического эффекта |
Саморазвитие | Предполагает, что технология должна быть способной к саморазвитию |
Предел и кардинальность | Предусматривает, что технологию можно совершенствовать до определенного предела, после которого необходимо ее кардинально обновить |
Реализм | Предполагает, что технологию нужно создавать на основе реального обеспечения ресурсами, и она должна достигать реальных целей |
Гуманизм | Предполагает, что технологии должны быть подчинены прежде всего интересам человека, укреплению его прав и свобод |
Устойчивое развитие | Предусматривает обеспечение динамического баланса между потребностями людей и ресурсами их удовлетворения, т. е. должна быть обеспечена системная устойчивость технологий |
Проблемность | Предполагает, что создание технологий должно быть направлено на решение реальных социальных проблем |
Надежность | Предполагает устойчивость технологий к воздействию разрушающих факторов внутренней и внешней среды |
Инновационность | Предполагает, что технологии должны быть формой и средством реализации нововведений |
Обоснованное использование передового опыта | Предусматривает постоянное обоснование правомерности использования и технологического воплощения передового опыта социальной жизнедеятельности |
Принцип системности в социальном познании и преобразовании социального пространства предполагает, прежде всего: 1) рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т. е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов; 2) определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения основных связей между ними; 3) выявление внешних связей системы, выделения из них главных; 4) определение функций системы и ее роли среди других систем; 5) анализ диалектики структуры и функции системы; 6) обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций, путей и направлений развития системы. Поскольку любая технология представляет собой системное образование, этот принцип просто незаменим при создании социальных технологий.
Принцип синергизма (или мультипликационный подход) был выделен из системного подхода к 80-м годамXXст. В последнее время он выходит на первый план среди других методологических принципов благодаря тому, что научно-техническая революция и социальные преобразования потребовали расширения исследований проблемы эффективности. Перед учеными и практиками в этой связи стали все чаще возникать проблемы надежного обеспечения эффективности познавательной или практической деятельности.
В основе этого принципа лежит достижение мультипликационного, или синергетического, эффекта умножения. Один из разработчиков этого принципа Н. Стефанов [36], характеризуя его как новое явление в инструментарии человеческой деятельности, обладающее огромными возможностями повышения эффективности производства и других сфер общественной деятельности, выделил следующие важнейшиеособенности мультипликационного эффекта: во-первых, это эффект постоянного нарастания и умножения;во-вторых, он несравнимо больше, чем суммарный эффект отдельных частей системы;в-третьих, он является интегральным, т. е. охватывает не только какую-либо сферу, но и "соседние" с ней познавательные или практические пространства.
Исходя из этого смысл принципа синергизма заключается в разработке конкретного и действенного механизма получения высокого и постоянно нарастающего эффекта, что весьма важно для создания социальных технологий. Исследование механизмов принципа синергизма дает возможность выделить в нем такие важные звенья, как эффект диффузии, т. е. проникновения идеи в соседние области; эффект резонанса, когда идея или нововведение стимулирует изменения в других объектах, а не просто усваивается ими; эффект стартового взрыва, т. е. своеобразной реакции; эффект акселерации, т. е. ускоренного роста; эффект сопутствующих изменений – промежуточных и побочных результатов. Наконец, принцип синергизма предполагает лавинообразный и умноженный эффект от внедрения социальных технологий.
Принцип проблемности включает в себядва подпринципа. Первый гласит: социальная технология должна решать реальную социальную проблему; нет проблемы – нет и технологии.Второй подпринцип ориентирует на то, чтобы сама технология не создавала проблем. Если это происходит, то мы сталкиваемся с самым верным индикатором неэффективности социальной технологии.
Современная социальная технология должна быть также надежной. Поэтому принцип надежности означает:во-первых, способность социальной технологии и ее подсистем выдерживать значительные нагрузки, прежде всего связанные с катастрофами и бедствиями, т. е. не разрушаться и сохранять свою стабильность в экстремальных условиях;во-вторых, социальные технологии должны обладать потенциалом саморазвития и адаптации в зависимости от изменения социальной ситуации;в-третьих, надежность также связана и с эффективностью подсистемы управления социальной технологией.
Сущность принципа инновационности варьируется в зависимости от характера эпохи, переживаемой обществом. Для эпохи стабилизации характерна выработка потенциала инноваций, и этот принцип превращается в призыв повышать эффективность имеющихся нововведений, доводить их до проектной мощности. В эпоху реформ, когда только накапливается инновационный потенциал общества, этот принцип акцентируется на поиске и разработке эффективных социальных технологий.
Социальные технологии становятся такой сложной и многоаспектной сферой деятельности людей, что в ближайшем будущем ни одна страна мира не сможет обеспечить успешное социальное развитие только за счет своих собственных национальных средств и ресурсов. Это обусловлено тем, что социальная технология – не только результат научной деятельности, но и следствие накопления практического опыта. В связи с этим принцип обоснованного использования социального опыта предполагает рациональное и обдуманное использование достижений, накопленных другими регионами и странами. Это также означает, что социальный опыт нужно постоянно обобщать и накапливать в специальных информационных центрах. Анализ опыта состоит в решении целого комплексаисследовательских задач: выяснения общего содержания опыта, его специфики, распространенности, ограниченности и т. п. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении обоснованного использования передового опыта как принципа технологической деятельности.
Особо важную роль играют в обществе принципы кардинальности, предела и саморазвития. Так, принцип кардинальности предусматривает создание таких социальных технологий, которые бы качественно отличались от имеющихся. Это особенно важно для современного этапа реформирования украинского общества. Исторический опыт Украины свидетельствует, что многие ее трагедии и проблемы обусловлены тем, что реформирование носило половинчатый, частичный и волнообразный характер. Украинские политики и управленцы довольно часто пасовали в "критических точках" истории, когда нужно было разрабатывать и внедрять кардинальные технологии. Вместо этого они продолжали бессмысленно совершенствовать прежние технологические схемы, которые уже выработали свой исторический ресурс. При этом не учитывался и принцип предела, заключающийся в том, что совершенствование социальной технологии в пределах прежнего качества имеет свой "потолок". Принцип саморазвития акцентирует внимание на том, что социальные технологии не должны быть слишком жесткими; в них всегда должна быть заложена способность к гибкости и саморазвитию.
Наиболее актуальным и в то же время весьма противоречивым и сложным является принцип гуманизма, который предполагает совокупность ценностных ориентации, направленных на уважение достоинства человека, заботу о его благе. Связь этого принципа с моралью делает его довольно неоднозначно трактуемым. Совершенно справедливо утверждение о том, что нет такого зла, которое невозможно было бы обосновать человеколюбием. Поэтому необходимы более конкретные интерпретации указанного принципа, среди которых наиболее важны такие: профессиональная ответственность социального технолога за судьбы людей, т. е. его деятельность должна соответствовать тезису: "Не навреди!"; гласность социоинженерной деятельности и ее подконтрольность обществу; внедрение социальных технологий в общественную жизнь только после определения всех возможных негативных их воздействий на людей и сведения к минимуму степени влияния этих воздействий.
Не может быть абсолютно позитивных технологий. Всякий раз, когда кто-то пропагандирует такие технологии, их заказчики и разработчики просто маскируют их негативные последствия для общества, чтобы избежать компенсации возможных потерь от негативных остаточных деформаций, вызванных социоинженерной деятельностью.
В заключение подчеркнем, что методологические принципы отнюдь не являются какими-то искусственными препятствиями на пути разработки и внедрения социальных технологий. Их следует рассматривать как эффективные ментальные регуляторы, приводящие социальные технологии в соответствие с природой общества уже на этапе их замысла. Кроме того, принципы дают возможность предвидеть проблемы будущего развития социума, а также не допускать общественных потерь от бездумной и безнравственной технологизации социальной деятельности.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333