logo
Теория социальных технологий Учеб

9.2. Игровые технологии

Игровые технологии – это разновидность социальных праксеологических, предназначенных для оптимизации социально­го поведения и деятельности людей посредством их обучения.

Эти технологии базируются, как правило, на теории игр, изучающей закономерности различных событий или ситуаций (прежде всего, конфликтных) и разрабатывающей методы оптимизации социального поведения людей. Ключевая категория этой теории – понятие "игра", которое в социологии имеетнесколько значений. Во-первых, под игрой понимают непринужденную, свободную деятельность (в противоположность утилитарно-практической), которая является особой формой самовыражения личности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных знаний, умений и навыков.Во-вторых, игра – это, по мнению американского социолога Дж. Мида, социальная деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится таким образом исполнять определенные социальные роли [27, с. 91-92].

Наряду с этим, сущность игры (или игровой деятельности) наиболее рельефно можно представить посредством ее функционального анализа с целью выделить совокупность функций игры и их характеристики, которые показывают роль и предназначение игровой деятельности в современном обществе (табл. 22).

Таблица 22