logo
Теория социальных технологий Учеб

Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий

Основание для характеристики технологий

Особенности технологии обучения

классической

постклассической

1

2

3

Место и роль преподавателя в учебном процессе

Субъект, который определяет все аспекты процесса обучения

Субъект, который инициирует процесс обучения и побуждает превращение обучаемых в активных субъектов процесса обучения

Место и роль обучаемых в учебном процессе

Восприятие и усвоение знаний, излагаемых преподавателем

Активное усвоение и генерирова­ние знаний

Тип преподаваемого знания

Детерминистское — описание закономерностей

Стохастическое — совокупность определенных тенденций и вероятностных описаний

Тип информационной коммуникации

Генерируемый и управляемый преподавателем поток информации, который производит информационное воздействие

Многоканальная система, которая генерирует информацию между обучаемыми и преподавателем, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними

Понимание сущности объекта знания

Сущность знания едина, хотя и многообразна в своих проявлениях; монизм в понимании сущности знания

Сущность знания плюралистична, неоднозначна и изначально многообразна; осмысливается по принципу дополнительности

Способ управления процессом обучения

Тоталитарное или авторитарное управление

Демократическое (партисипативное) управление, которое предполагает развитое самоуправление, совместное согласование решений и делегирование полномочий

Степень творчества

Творчество только у преподавателя, а обучаемый работает с уже готовым знанием

Творчество преподавателя становится все более разнообразным, а деятельность обучаемых приобретает ярко выраженный творческий характер

Связь с практикой

Существует постоянная проблема дополнения процесса обучения специальной практи­ческой подготовкой

Практические умения и навыки формируются в процессе обучения

Системность процесса обучения

Изложение и восприятие системы знаний происходит по частям

Предлагается изначально целостное представление и восприятие системы знаний

Проблемность процесса обучения

В лучшем случае описание проблем или проблемных ситуаций

Обучение производится в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, что спо­собствует формированию умений их выделения и преодоления

Степень контроля за процессом обучения

Специальные механические (формальные) процедуры контроля

Органичное включение гибких форм контроля

Результат обучения

Совокупность знаний

Совокупность знаний, а также необходимых умений и навыков с возможным доминированием каждой составляющей в совокупном результате

Постклассическая технология обучения начинается там, где исчезают не преподаватель и обучаемый как основные фигуры учебного процесса, а жесткое закрепление ролей за ними. Они обретают значительно большую свободу действий, чем при классической технологии обучения. Обучаемый в этой системе превращается в важный образовательный субъект, активно включаясь в процесс обсуждения различных ситуаций, тем самым, привнося в общение с преподавателем знания, в том числе и авторские, т. е. добытые им самим. Ситуация общения в процессе такого обучения формирует весьма важный комплекс личностных качеств обучаемых – они становятся более самостоятельными, конкретными и мотивированными. Одним словом, происходят существенные изменения их ролевых функций, что видно из табл. 43.

Таблица 43