logo
Теория социальных технологий Учеб

Основные потребности и интересы

Потребности и интересы

Для человека

Для общества

Основные, или базовые, потребности

В пище, жилье, одежде, отдыхе, здоровье

В труде, безопасности, прибавочном продукте, управлении

Социальные потребности

В творческом труде, любви, семье, информации, знании, общении, вере, продолжении рода, организации, порядке, стабильности

В стабильности, вере, саморазвитии

Интересы

Материальные, социальные, духовно-житейские

В милосердии, развитии культуры, современном производстве

Технологии управления посредством постоянных проверок и указаний основаны на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном внимании руководителя к их текущим делам. Эта технология эффективна для небольших организаций, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне всяких сомнений. Например, она очень действенна в новых наукоемких или учебных организациях, новых видах производства или услуг, а также в тех организациях, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры. В этой технологии предусмотрена в основном линейная структура управления звеньями организации, а цикл процесса управления включает постепенное изменение ситуации относительно неизменной цели так, чтобы проблема была минимальной благодаря постепенной реализации комплекса мероприятий или решений (рис. 16, 17).

Указанная управленческая технология реализуема в основном в трех формах: 1) наставничества (постоянного пребывания работника в поле зрения закрепленного за ним руководителя или специалиста; 2) в коллективных формах обучения с индивидуальным контролем; 3) в форме периодического контроля (осуществляемого руководителем или специалистом методом регламентных проверок, бесед или разбора ситуаций). Обычно эта технология имеет временный характер; ее применяют до того времени, пока персонал не достигнет требуемого уровня квалификации.

Рис. 16. Линейная структура управления подразделениями

Рис. 17. Схема цикла процесса управления

Технологии управления в исключительных случаях следует использовать в тех организациях, которые либо работают по жестко регламентированной производственной технологии, либо имеют доверительную (функциональную) структуру управления. При этом жестко регламентированная производственная технология предусматривает четкое распределение всех производственных и управленческих функций, а также четкое взаимодействие с поставщиками и потребителями. Доверительная структура управления – это феномен рыночной экономики. Она формируется при создании новой организации в форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества или других форм организации предпринимательской деятельности, в которых учредители связаны между собой дружескими или семейными отношениями либо учредители или работники могут профессионально выполнять все виды деятельности.

Эта управленческая технология наиболее успешно реализуема при кольцевой схеме организационно-управленческих отношений (рис. 18).

Рис. 18. Кольцевая схема организационно-управленческих отношений

Технологии управления на базе активизации деятельности персонала можно реализовать в основном посредством морального и материального стимулирования, а также мобилизации людей, работающих в организации (рис. 19).

Рис. 19. Зависимость эффективности труда от стимулирования:

М – только материальное стимулирование; ММ – сочетание материального и морального стимулирования; А –критическая точка материального стимулирования

Как видно из рис. 19, стимулирование персонала на уровне удовлетворения основных материальных потребностей (в питании, одежде и жилье) формирует минимальную эффективность его труда. На этом этапе моральные стимулы практически не играют никакой роли. Стимулирование же на уровне удовлетворения основных социальных потребностей решает задачу повышения эффективности труда персонала до критической точки А, определяемой физическими возможностями человека. Моральные стимулы здесь играют второстепенную роль, лишь незначительно повышая эффективность труда. Между тем стимулирование персонала на уровне удовлетворения его материальных и социальных интересов существенно меняет эмоциональное состояние работников, как бы давая им "второе дыхание". Что касается проблемымобилизации персонала, то под ней понимают процесс формирования у работников (на базе общечеловеческих моральных ценностей) такого отношения к организации, которое способствует появлению новых движущих сил, направленных на достижение поставленных целей. Ведь производительность труда человека во многом зависит от его внутреннего эмоционального состояния, настроения. Поэтому управлять этим состоянием – основная задача управленческой технологии активизации деятельности персонала.

Завершая рассмотрение управленческих технологий, отметим, что каждая социальная система (организация) накапливает свой собственный технологический опыт, который представляет собой некоторую совокупность как общих, так и частных технологий управления, составляющих в итоге свою неповторимую "фирменную" технологию управления.

Процесс развития технологий современного менеджмента дает основания выделить несколько весьма важных тенденций: