Основные потребности и интересы
Потребности и интересы | Для человека | Для общества |
Основные, или базовые, потребности | В пище, жилье, одежде, отдыхе, здоровье | В труде, безопасности, прибавочном продукте, управлении |
Социальные потребности | В творческом труде, любви, семье, информации, знании, общении, вере, продолжении рода, организации, порядке, стабильности | В стабильности, вере, саморазвитии |
Интересы | Материальные, социальные, духовно-житейские | В милосердии, развитии культуры, современном производстве |
Технологии управления посредством постоянных проверок и указаний основаны на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном внимании руководителя к их текущим делам. Эта технология эффективна для небольших организаций, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне всяких сомнений. Например, она очень действенна в новых наукоемких или учебных организациях, новых видах производства или услуг, а также в тех организациях, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры. В этой технологии предусмотрена в основном линейная структура управления звеньями организации, а цикл процесса управления включает постепенное изменение ситуации относительно неизменной цели так, чтобы проблема была минимальной благодаря постепенной реализации комплекса мероприятий или решений (рис. 16, 17).
Указанная управленческая технология реализуема в основном в трех формах: 1) наставничества (постоянного пребывания работника в поле зрения закрепленного за ним руководителя или специалиста; 2) в коллективных формах обучения с индивидуальным контролем; 3) в форме периодического контроля (осуществляемого руководителем или специалистом методом регламентных проверок, бесед или разбора ситуаций). Обычно эта технология имеет временный характер; ее применяют до того времени, пока персонал не достигнет требуемого уровня квалификации.
Рис. 16. Линейная структура управления подразделениями
Рис. 17. Схема цикла процесса управления
Технологии управления в исключительных случаях следует использовать в тех организациях, которые либо работают по жестко регламентированной производственной технологии, либо имеют доверительную (функциональную) структуру управления. При этом жестко регламентированная производственная технология предусматривает четкое распределение всех производственных и управленческих функций, а также четкое взаимодействие с поставщиками и потребителями. Доверительная структура управления – это феномен рыночной экономики. Она формируется при создании новой организации в форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества или других форм организации предпринимательской деятельности, в которых учредители связаны между собой дружескими или семейными отношениями либо учредители или работники могут профессионально выполнять все виды деятельности.
Эта управленческая технология наиболее успешно реализуема при кольцевой схеме организационно-управленческих отношений (рис. 18).
Рис. 18. Кольцевая схема организационно-управленческих отношений
Технологии управления на базе активизации деятельности персонала можно реализовать в основном посредством морального и материального стимулирования, а также мобилизации людей, работающих в организации (рис. 19).
Рис. 19. Зависимость эффективности труда от стимулирования:
М – только материальное стимулирование; ММ – сочетание материального и морального стимулирования; А –критическая точка материального стимулирования
Как видно из рис. 19, стимулирование персонала на уровне удовлетворения основных материальных потребностей (в питании, одежде и жилье) формирует минимальную эффективность его труда. На этом этапе моральные стимулы практически не играют никакой роли. Стимулирование же на уровне удовлетворения основных социальных потребностей решает задачу повышения эффективности труда персонала до критической точки А, определяемой физическими возможностями человека. Моральные стимулы здесь играют второстепенную роль, лишь незначительно повышая эффективность труда. Между тем стимулирование персонала на уровне удовлетворения его материальных и социальных интересов существенно меняет эмоциональное состояние работников, как бы давая им "второе дыхание". Что касается проблемымобилизации персонала, то под ней понимают процесс формирования у работников (на базе общечеловеческих моральных ценностей) такого отношения к организации, которое способствует появлению новых движущих сил, направленных на достижение поставленных целей. Ведь производительность труда человека во многом зависит от его внутреннего эмоционального состояния, настроения. Поэтому управлять этим состоянием – основная задача управленческой технологии активизации деятельности персонала.
Завершая рассмотрение управленческих технологий, отметим, что каждая социальная система (организация) накапливает свой собственный технологический опыт, который представляет собой некоторую совокупность как общих, так и частных технологий управления, составляющих в итоге свою неповторимую "фирменную" технологию управления.
Процесс развития технологий современного менеджмента дает основания выделить несколько весьма важных тенденций:
возрастание внимания к человеческому капиталу (человеческим ресурсам) рассматривают ныне как основную ценность организации, а сам подход к управлению с позиций человеческого капитала – как важнейшую составляющую философии разработки современных технологий управления;
технологии управления рассматривают как эффективные инструменты реализации инноваций, а также обеспечения устойчивой динамики развития социальных объектов;
в сфере принятия управленческих решений все чаще ориентируются на иерархию целевых межфункциональных групп, на использование формальных правил и процедур, а также стратегических планов и непосредственных горизонтальных связей, которые в совокупности составляют новейшие технологии принятия управленческих решений;
широкая демократизация систем управления во всех общественных сферах способствует расширению практики автономизации подсистем управления, делегирования полномочий, свободы выбора управленческого инструментария и, в свою очередь, придает современным системам управления партисипативные черты, ориентирует их на оказание разнообразных услуг населению;
технологии управления приобретают все более гибкий, вариативный и ситуационный характер, постепенно преодолевая тем самым жесткий детерминизм их построения и реализации;
управленческие технологии превращаются в специфические разновидности информационно-компьютерных технологий, которые оперируют значительными массивами информации и банками данных, а также используют сложные информационно-аналитические системы и эффективную офисную технику.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333