11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
Информационные войны как разновидность информационных социальных технологий не являются принципиально новым социальным явлением, свойственным лишь современному обществу. Уже в древних обществах широко использовали различные информационные воздействия на противника в целях его запугивания. Например, распускаемые среди гражданского населения слухи и сплетни нередко вносили не меньший вклад в победу, чем вооруженная борьба. По всей видимости, одной из первых информационных войн стало взятие евреями Иерихона, которое достаточно подробно описано в Библии. Евреи под руководством Иисуса Навина осадили Иерихон и в течение шести дней обходили город под звон труб и крики своих воинов, демонстрируя при этом свою мощь и силу. Это способствовало падению духа у защитников города, которые, не выдержав такого информационного удара, сдались неприятелю.
История развития человечества свидетельствует, что информационные воздействия чаще всего дополняли вооруженную борьбу. Однако в ходе исторического развития общества произошли значительные качественные и количественные изменения в средствах вооруженного противоборства. В современную эпоху средства вооружения стали такими, что их применение может погубить всю земную цивилизацию. Это и обусловило формирование со стороны мирового сообщества естественных барьеров, чтобы сдержать и ограничить применение современных средств вооруженной борьбы. Однако потребность в господстве, экспансии и подчинении, увы, не исчезла.
Наряду с этим современное постиндустриальное общество, особенно в высокоразвитых странах Запада, вступило в новую информационную фазу, когда основная часть населения этих стран стала сосредоточиваться в сфере получения или переработки информации, а сама информация все больше превращается в важнейший жизненный ресурс общества. В результате этого средства массовой информации стали быстро развиваться и приобрели всеохватывающий, тотально проникающий характер воздействия на людей. Как справедливо подчеркивает украинский исследователь Г. Почепцов, "информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее" [24, с. 452-453]. Поэтому новые средства и формы противоборства, для которых не свойственна разрушительность вооруженной борьбы, приобрели ярко выраженный информационный характер.
Одним словом, развитие информационных процессов и конфликтов в современном обществе приводит к формированию значительного многообразия форм и средств информационной борьбы, развертывание которых во времени и пространстве предопределяет видовое многообразие информационных войн. В этой связи под информационной войной понимают особый тип информационной технологии, которой свойственны следующие весьма существенные признаки.
Противоборство, т. е. информационная война представляет собой информационно-коммуникационный конфликт со структурой, аналогичной структуре самого конфликта как такового.
Разрушение, чаще всего замаскированное под созидание, т. е. информационная, как и всякая другая война, ставит своей задачей победить противника, предполагая при этом нанесение существенных разрушений или урона, зачастую в сфере индивидуального и массового сознания или психики людей. Хотя нередко такой урон не является прямым или непосредственным материальным ущербом, он может оказаться фантастически огромным для общества вследствие изменений массового и элитарного сознания.
Коммуникативный резонанс, когда уровень информационного воздействия гораздо меньше получаемого в результате эффекта, который дает возможность существенно увеличивать охват населения, поскольку оно в данный момент хочет услышать именно это [24, с. 459]. Информационная война, таким образом, строится на эффекте негативной синергии, т. е. умноженном разрушении массового сознания.
Тотальность информационной войны, которая всегда носит всеохватывающий характер, а также контролирует не только все источники информации, но и все аспекты информационного выражения личности: рациональный, психический, ценностный, эмоциональный и т. п.
Широкое использование в информационных войнах "черных", или "грязных", технологий, которые основаны не только на отказе от норм морали, но и на нарушении основополагающих прав человека. Информационная война, как и всякая другая, – война без этических правил. Здесь широко применяются ложь, клевета, введение общественности в заблуждение, а также навязывание выгодных вариантов поведения людей. Опасность заключается в том, что такие технологии не только лишают человека права выбора, но и искусственно манипулируют его поведением и сознанием.
Имиджмейкерский характер информационных войн, где в качестве важнейшего средства борьбы используют информацию не саму по себе, а организованную определенным образом в имиджи, как некоторые символические корреляты реальных объектов. Информационная война является системой противоборств различных видов имиджа, обеспечивающей разрушение одного символического мира, в котором живут люди, и замену его на другой символический мир, который вполне благоприятствует определенному образу жизнедеятельности и поведения, выгодного противнику.
Индивидуальность и дифференцированностъ информационных воздействий, когда поражение какой-то социальной группы или общества в целом обеспечивается через отдельное (индивидуальное) поражение каждого индивида, который является объектом такого воздействия. Эта совокупность поражений приводит к некоторым институциональным изменениям в массовом сознании, общественном мнении и в системе общественных ценностей. Например, если авиационная бомба убивает и калечит всех сразу, то "информационно-имиджевая бомба" никого не убивает, а лишь трансформирует и травмирует сознание и психику людей. Анализ показывает, что для победы в информационной войне достаточно сформировать нужный тип сознания не более чем у 20 % населения, составляющего элиту общества, которая влияет на принятие важнейших решений и служит примером для подражания [6, с. 91].
Отсутствие каких-либо ощутимых угроз, т. е. скрытый и невидимый характер информационных воздействий, доброжелательная их форма, отсутствие иммунитета у населения. Современная информационная война качественно отличается от информационно-психологической обработки осажденных жителей Иерихона древними евреями. Она строится не на запугивании, а, наоборот, на обеспечении привлекательности пропагандируемых идеалов, т. е. "информационно-имиджевая бомба" взрывается в условиях всеобщей любви к противнику и его ценностям. На это указывает известный американский политолог 3. Бжезинский, характеризуя процесс достижения американского мирового господства: "Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира, – это обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира" [2, с. 36].
9. Культурологический характер большинства информационных войн, когда создается привлекательный культурный образ противника и обеспечивается его привнесение в сознание людей, что приводит как к позитивным, так и к негативным последствиям для общества. При этом навязываемой культуре совсем не обязательно быть высокоразвитой. Тот же 3. Бжезинский, говоря о значительном влиянии американской культуры на молодежь других стран, откровенно признает ее "некоторую примитивность" [2, с. 36]. Можно согласиться в этой связи и с мнением российского ученого М. Делягина, который отмечает, что в общем случае распространение в обществе чужеродного типа культуры, не интегрирующейся с культурой этого общества и поэтому не только не обогащающей ее, но остающейся обособленной, ослабляет конкурентоспособность этого общества [7, с. 89].
Еще одно опасное последствие информационно-культурологической обработки населения заключается в том, что вследствие постоянного поступления информации из внешних источников местная элита теряет способность вырабатывать свойственные ее народу нормы и ценности. Она развращается, начинает паразитировать на чужих ценностях, а также утрачивает способность отвечать на идеологические запросы своей страны. Однако самое главное не в том, что эти ценности являются чуждыми, а в том, что это не подлинные ценности, а замаскированные под них суррогаты. Важнейшая цель современных информационных войн – деградация, а затем и разрушение системы ценностей противника, а также их замена иной системой ценностей, которая смогла бы обеспечить приоритет собственных национальных интересов над интересами противника.
10. Использование в информационных войнах проблемы прав человека. Эта проблема представляется сегодня глобальной и действительно сложной. Борьба за права человека – одно из благородных направлений деятельности политиков и государств. Однако борьба за права одних людей не должна приводить к нарушению прав других. Между тем практика показывает, что ныне эта борьба нередко используется как важное средство в информационной войне.
В связи с этим классификация информационных войн должна опираться, прежде всего, на такие основания, как сфера действия, предмет конфликта, вектор информационного образа (имиджа) и тип конфликта (табл. 40).
Таблица 40
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333