logo
Теория социальных технологий Учеб

16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий

Проектирование и использование социальных технологий суть процессы постепенной операционализации, рационализации и оптимизации (и в этом смысле – сознательного консультирования) целенаправленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете, они расширяют возможности этих субъектов относительно контроля и управления той или иной областью социальных изменений.

Процесс формирования и функционирования социальных технологий можно рассматривать со структурной, пространственно-временной ипроцессуальной точек зрения.Первый подход включает выявление знаний о проблеме, поиск оптимальных техник ее решения и технического обеспечения. Вовтором учтена необходимость согласования применяемых средств с конкретными условиями места и времени, в которых решают ту или иную социальную проблему.Третий подход раскрывает значение и условия формирования отдельных параметров достижения целей. В последнем случае логика действий по проектированию социальных технологий выстраивается вокруг цепочки "анализ – диагностирование и оценка ситуации – прогнозно-проектные операции – выработка целей – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций".

В целом социальные технологии можно проектировать применительно и к ограниченному количеству ситуаций (классу социальных объектов), прежде всего к уникальным ситуаци­ям, так и к более распространенным ситуациям. При формировании их параметров, как правило, учитывают не только задачи, но и тип и характеристики действующих субъектов, временные и другие важнейшие параметры условий деятельности. Социальные технологии могут быть заданы "сверху", правящими структурами, а могут формироваться и в результате обобщения и рационализации живого опыта субъектов, постоянно действующих в подобных социальных условиях. Но чаще всего социальные технологии возникают комбинированным способом, когда нормативно-целевые задачи сочетаются с наблюдениями и опытом лиц, участвующих в практическом решении задачи. Одни технологии могут устаревать, утрачивать (частично или полностью) свою эффективность, может сужаться диапазон их применения, а другие – постоянно совершенствоваться, увеличивать свои управленческие возможности.

Существуют два основных способа проектирования социальных технологий – субъективный и аналитический.

Первый основан на преимущественно (а нередко – и исключительно)субъективном (волюнтаристском) подходе, при котором в основу конструирования оптимальной последовательности действий закладывают стандарты здравого смысла, практический опыт субъекта социального управления и его интуицию, симпатии, культурные стереотипы, привычки и прочие индивидуальные особенности его мировосприятия. Собственно, без таких компонентов практически невозможно оценить цели, определить способы формирования ресурсов для их достижения. Однако в данном случае эти компоненты не столько преобладают сами, сколько блокируют и ограничивают применение других, в частности более строгих, аналитических подходов. И хотя в целом они часто бывают оправданны и даже дают положительный результат (например, при использовании в кризисных ситуациях), однако при прочих равных условиях этот метод алгоритмизации целевой деятельности можно расценить как ограниченный и не обеспечивающий решения задач, стоящих перед социальными технологиями.

Второй способ проектирования социальных технологий связан с использованием (и доминированием) специальныханалитических методов и процедур, с помощью которых можно определить основные параметры и условия целедостижения. Такие приемы не столько ограничивают произвол субъектов при оценке целей и параметров социальной деятельности, сколько определяют им соответствующее место, чтобы можно было наиболее эффективно использовать возможности и резервы интуитивно-опытной, прецедентной диагностики при определении целей и средств их достижения. В этом случае субъект социального управления получает возможность рационализировать видение ситуации, осознанно отнестись к категориям Цели и условия деятельности благодаря пониманию неизбежных ограничений, накладываемых на его деятельность рядом факторов краткосрочного и долгосрочного действия (природой, соотношением политических сил и т.п.), и точнее осознать последствия предпринимаемых им действий в рамках существующего социального (политического) порядка.

С содержательной точки зрения аналитический способ проектирования социальных технологий предполагает оценку и характеристику конкретных субъектов, характера их функционально-ролевых и межличностных взаимоотношений, действующих норм и регламентов деятельности, расстановки социальных сил ("разведение" субъектов по их идеологическим позициям в зависимости от понимания и решения ими разных социальных вопросов и проблем), конкретных акций и интеракций в контексте воздействия внутренних (прежде всего мотивационных) и внешних факторов, пространственных (глубины, ширины, длины места социального события) и временных параметров деятельности, специфики окружающей среды, ресурсов и потенциала действующих лиц. При решении этих задач используются все методы, с помощью которых можно максимально точно описать реальные отношения субъектов и сформулировать соответствующие рекомендации.

Коротко говоря, аналитический способ представляет собой последовательное применение ряда критериев и измерительных систем, которые в совокупности дают наиболее адекватные представления о структуре и тенденциях развития ситуации, тем самым, способствуя оптимизации деятельности субъекта по достижению своих целей. Содержательное применение этого подхода предполагает дифференциацию и структурализацию целенаправленной деятельности, выделение ее наиболее важных принципов, фаз и этапов, а также параметров, характеризующих ритм (темп) и цикличность ее осуществления в масштабе реального времени. На его основе субъект социального управления осознает характер взаимоотношений "действующих лиц", временных и пространственных показателей, факторов внешней среды, а также уточняет состояние и вероятные варианты развития ситуации, поворотные точки ("точки ветвления") процесса и другие его важнейшие показатели, от которых зависят его действия.

В то же время, учитывая своеобразие каждого отдельно взятого социального процесса, неизбежно отличающегося разнообразными и уникальными внешними и внутренними аспектами, аналитическая разработка в ряде случаев представляет собой поисковое знание, которое не дает возможность до конца раскрыть внутренние причины активности тех или иных субъектов, определить другие параметры ситуации. Следовательно, разработка социальных технологий в известной степени может девальвировать не только общетеоретические, но и аналитические выводы, отводя им вторичную, подчиненную роль по сравнению с опытным знанием.

Таким образом, аналитически выявленные картина социальной ситуации и динамика ее развития могут существенно расходиться с субъективной логикой составления практического технологического сценария, т.е. предполагаемой как заказчиком, так и исполнителем последовательности действий. Вследствие этого аналитический образ социальной ситуации нередко является лишь предпосылкой конструирования поведения субъекта, его "монтажа" и поддержания им параметров своей деятельности в соответствии с поставленными целями. Вот почему при определении очередности действий субъекта по решению той или иной социальной проблемы целесообразно различать собственно аналитический и практически-технологический результаты описания социальной ситуации.

Однако массив практического опыта не может ограничиваться сведениями, почерпнутыми из локально ограниченной ситуации. Значение, а иногда и приоритет эмпирического (опытного) знания в проектировании социальных технологий предполагает учет универсального передового опыта в решении аналогичных задач в соответствующих областях социальной жизнедеятельности.

Для более полного раскрытия механизма социального проектирования необходимо подробнее рассмотреть особенности его этапов и основные принципы, лежащие в основе проектирования социальных технологий.