9.3. Управленческие технологии
Социальные праксеологические технологии наиболее широко распространены в сфере управления, где проблема рационализации и оптимизации действий людей особенно остра. Исторический опыт свидетельствует, что именно в этой сфере в течение многих тысячелетий концентрировались их опыт и знания о технологизации человеческой деятельности.
Под управленческой технологией принято понимать определенное искусство, мастерство или умение осуществлять последовательные управляющие действия по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, направленных на преобразование социальной системы или перевод ее в желаемое состояние [28, с. 238]. Другими словами, управленческая технология – это определенный набор средств и методов, посредством которых осуществляется целенаправленное управляющее воздействие на социальную систему для поддержания ее качественной специфики, оптимального режима функционирования и желаемого развития. Управленческая технология включает в себя совокупность методов и средств сбора и обработки информации, приемов эффективного воздействия на работников, принципов, законов и закономерностей организации и управления, а также систему контроля [25, с. 514].
Рис. 13. Технологическая модель деловой игры «Коммерсант»
Управление социальной системой как самостоятельный вид профессиональной человеческой деятельности основано, как правило, на применении управленческих технологий, объекты которых – человек, социальная группа, организация, институт или общество в целом. В отличие от технократических технологий, например машиностроения, металлообработки и др., объекты социальных управленческих технологий жестко не детерминированы. Поэтому нахождение общего (определенного) и особенного (неопределенного) в управлении социальными объектами – важнейшая задача любого руководителя или исследователя.
Управленческие технологии наиболее интенсивно стали развиваться в начале XXв. благодаря основателям научного менеджмента (Ф. Тейлору, А. Файолю, Г. Эмерсону, Г. Форду и др.), каждый из которых внес существенный вклад не только в обоснование принципов научного управления, но и в создание основополагающих подходов к технологизации управленческой деятельности. Так, Ф. Тейлор сформулировал научные подходы к рационализации трудовой деятельности и управлению ею, создав, по сути, эффективную технологическую систему цехового менеджмента. В свою очередь, А. Файоль определил сущность технологий административного управления, основные идеи которого остаются актуальными и по сей день. Г. Эмерсон, открывший свои знаменитые двенадцать принципов производительности управленческого труда, предложил довольно богатый набор управленческих технологий. Значителен и вклад Г. Форда в практическую технологизацию менеджмента. Он не только сформировал научно-технические принципы управления, но и создал первую успешно функционирующую промышленную компанию.
Развитие управленческих технологий в бывшем СССР (в состав которого входила Украина) в определенной степени сдерживала административно-командная система, которая игнорировала принципы рыночного регулирования экономикой и эффективные технологии управления западного менеджмента. Тем не менее, управленческие технологии в нашей стране развивались преимущественно в сфере административно-государственного управления. Ныне в условиях становления рыночной экономики и развития демократических основ жизнедеятельности украинского общества формируются новые предпосылки и условия для технологизации сферы отечественного управления. Перед нашими специалистами-управленцами стоят весьма важные и серьезные задачи создания в стране эффективной системы управления и приведения ее в соответствие с достижениями мировой цивилизации посредством проведения административной реформы на базе широкого использования национального и зарубежного опыта.
Приступая к классификации управленческих технологий, отметим, что их типологическое разнообразие обусловлено, прежде всего, широкой технологизацией сферы управления, в которой социальные технологии достигли наиболее интенсивного развития. Это вызвано также и тем, что эффективное управление является ныне основным двигателем современного общественного развития. Так, по подсчетам западных специалистов, ценность хорошей системы управления для компании составляет 80 %, а ценность капиталов и рабочей силы – лишь 10 %. Поэтому не случайно управленческая сфера (в сравнении с другими сферами общественной жизни) – самая технологи-зированная в современном обществе. В этой связи в качестве оснований наиболее общей классификации управленческих технологий, на наш взгляд, целесообразно использовать особенности объектов и субъектов управления, специфику механизмов управления, виды организационных структур управления, степень охвата элементов управленческого цикла, особенности стиля управленческой деятельности; типологию процесса управления, а также этапы его технологизации (табл. 25).
Прежде чем преступить к анализу управленческих технологий, вспомним некоторые аспекты общей теории управления: что такое управление, каковы функции и структура управленческой системы. После этого на основании деятельностного подхода к управлению можно представить структуру управленческого цикла, который включает следующие этапы: 1) формулировка целей и определение задач; 2) разработка и принятие управленческих решений; 3) реализация управленческих решений; 4) организация контроля и корректировка управляющих воздействий. Такая структура определяет основное содержание технологий управления.
В этой связи все технологии управления можно подразделить на два вида: общие (целостные) и специальные (частные).Общие технологии управления включают в себя несколько частных, например технологию целеполагания (возможно, построение "дерева целей"), выработки решений (возможно, методом "мозгового штурма"). Кчастным относятся также технологии принятия решений (например, методом голосования), контроля (например, методом выборочного контроля); технологии планирования (в частности, методом плановых заданий), формирования кадрового потенциала (в том числе, методом ролевых игр) и т. п. (табл. 26).
В рамках одной крупной социальной системы (например, предприятия, организации или общество в целом) можно применять различные технологии управления или их сочетание. При этом основным регулятором практического использования управленческих технологий являются, как правило, различные способы целевого управления. Варианты совместного использования управленческих технологий показаны на рис. 14.
Поскольку специальные, или частные, управленческие технологии, которые выделяют в зависимости от состояния дел в управляемом объекте, а также от степени его организации, в настоящее время наиболее распространены, остановимся на прояснении их сути более подробно.
Технологии управления по целям направлены на упреждение (или предвидение). Они основаны на бизнес-плане, разрабатываемом как для организаций в целом, так и для каждого ее работника в отдельности. Существует три варианта управления по целям: 1) простое целевое; 2) программно-целевое; 3) регламентное.
Таблица 25
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333