Часть V
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глава 12
Политическая деятельность как объект социальной технологизации
12.1. Понятие политики и политических технологий
С незапамятных времен политика (от гр. "politike" –искусство управлять государством) является важнейшим источником и механизмом организации совместной жизнедеятельности людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в жизни человеческого сообщества в целом.
Политику следует рассматривать в единстве трех ее взаимосвязанных аспектов: как сферу общественной жизнедеятельности людей; как один из видов активности социальных субъектов; как важный тип социальных отношений между индивидами, группами, классами и т. п. [46, с. 212].
В первом аспекте политика – важнейший элемент структуры общества. Начиная еще с Аристотеля за этой автономной областью общественной жизни закреплены функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, достижения общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.Второй аспект политики связан с интерпретацией ее как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида социальной человеческой деятельности и социального поведения. Что касаетсятретьего аспекта, то уже Аристотель определял политику как "искусство жить вместе", т.е. высший вид человеческого общения и взаимодействия.
Характеризуя политику (или политическую деятельность) как процесс (т. е. в рамках процессуального подхода), можно увидеть те особые и весьма важные грани взаимодействия социальных субъектов относительно государственной власти. В силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает практически со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его с политикой в целом (Р. Доуз) либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэррнам). Сторонники институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич рассматривают политический процесс как сложный комплекс событий, определяющих характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество [49, с. 288].
Все эти подходы, так или иначе, характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса, под которым понимают совокупность целенаправленных действий (деятельности) политических субъектов по выполнению своих функций в сфере власти [45, с. 232].
Различают базовые (основные)политические процессы, характеризующие способы вовлечения масс в политику (политическое участие), а также способы преобразования индивидуальных и групповых интересов в политические решения (государственное управление и местное самоуправление), ипериферийные политические процессы., характеризующие динамику формирования и развития отдельных политических институтов – партий, ассоциаций, групп индивидов, причем последние не оказывают существенного влияния на поведение власти.
Политический процесс может происходить в явной (открытой) или латентной (скрытой) форме и иметь собственный внутренний ритм. В этой связи выделяют такие основные стадии политических процессов: развитие, функционирование, кризис и упадок.Структура политического процесса выглядит так:субъект процесса (носитель власти), действующее начало; объект процесса (результат, цель процесса);средства, методы и технологии, с помощью которых можно достичь целей процесса. Средствами могут быть материальные и технические ресурсы, информация, знания и т. п.
Одним словом, реальные политические процессы, через которые фактически реализуется политика и осуществляется политическая деятельность социальных субъектов, в любом сложноорганизованном обществе и государстве исключительно многообразны. С одной стороны, их можно рассматривать как проявление специфической общественной сферы, характеризующейся социальными границами, внутренними и внешними взаимозависимостями, набором социальных субъектов, отличительными признаками и т. п. С другой стороны, эти властные взаимосвязи можно представить как совокупность конкретных проблем, которые государство и другие политические субъекты должны решить с помощью соответствующих целенаправленных действий на основе применения конкретных средств и ресурсов. Но тогда ситуация существенно меняется: все макросоциальные межгрупповые отношения в сфере власти преобразуются во взаимозависимость отдельных социальных структур и институтов, в конкретные поступки и чувства действующих лиц, совершаемые в определенном месте и в реальное время.
Таким образом, межгрупповая конкуренция в сфере власти предстает как практические способы и процедуры управления, принятия решений, урегулирования конфликтов, установления коммуникаций и других процессов, выявляющих иной уровень политических зависимостей и связей. В этом смысле процессы осуществления власти и управления обществом ориентированы на факторы, фиксирующие сложное переплетение самых разнородных – социальных, психологических, материальных и прочих – явлений, реально воздействующих на ход событий.
При этом решение конкретных общественно-политических проблем означает не столько понимание человеком целей и средств их достижения, сколько выработку конкретных способов их воплощения на практике, т. е. применение определенных технологий решения той или иной задачи. В целом технологическое решение проблемы означает понимание не того, что она из себя представляет, а того,как разрядить конкретную ситуацию. Именно поэтому с помощьюполитических технологий можно выявить новый смысл и суть власти. Технологии по-новому ставят проблему измерения политических событий, а также закладывают основу для специализированной деятельности по урегулированию (контролю) политических явлений. Образуя особый ракурс понимания политических процессов, эти технологии показывают, что сущность изучаемого явления может кардинально зависеть от применяемых способов решения задачи. Например, массовая клевета, распространение дезинформации, отказ в предоставлении телеэфира представителям определенных политических партий могут превратить процесс формирования органов власти из свободного выбора гражданами своих представителей в навязывание им интересов и воли определенных кругов, контролирующих средства массовой информации.
Итак, политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта политической деятельности в определенное время и в определенном месте [49, с. 415]. Как совокупность определенных знаний и умений, обеспечивающих решение субъектом конкретных задач в сфере власти, политические технологии именуют ещеполитическим маркетингом.
Потребность в формировании политических технологий проявляется там и тогда, где и когда есть повторяющиеся, порой даже стереотипные действия, и при этом существуют вполне определенные требования к условиям и результатам этого типа деятельности. Конкретнее, имеются такие причины появления политических технологий:
необходимость более рационального, простого и эффективного способа реализации практических целей, стоящих перед участниками процесса применения политической власти и управления государством;
уменьшение непредсказуемости взаимодействий в сфере власти, скачкообразности процессов перераспределения государственных ресурсов вследствие такой непредсказуемости, чреватых неожиданными взрывными формами протестной социальной активности и другими форс-мажорными обстоятельствами;
потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих способов управления государственным (корпоративным) имуществом, кадровыми и техническими структурами;
необходимость придания устойчивости взаимоотношениям участников общественного процесса, ускоряющего обучение персонала передовым методикам действия и, в конечном счете, расширяющего возможности достижения целей большим количеством субъектов в различных, но схожих условиях;
необходимость управления объектом человеческих притязаний;
возможность более четкого определения критических, пороговых значений социального процесса, за рамками которого субъекты утрачивают возможность эффективно и результативно управлять социально-политической ситуацией.
Иными словами, основная цель применения политических технологий заключается в оптимизации выполнения различными субъектами политической деятельности своих задач и обязанностей. В соответствии с интересами, функциями и целями своих субъектов технологии могут быть направлены на достижение таких целей: привлечение и экономию ресурсов, стабилизацию или дестабилизацию положения в государстве, организацию выборных кампаний, оперативное информационное обеспечение принятия решений, согласование интересов различных социальных групп при выработке государственных программ и т. п.
Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не толькоупорядочивают средства достижения цели, но изакрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения субъекта. Именно алгоритмы дают возможность вычленить и закрепить наиболее оптимальные и эффективные способы решения той или иной задачи, а также передавать и тиражировать обретенный опыт. По сути дела, алгоритмы представляют собой определенный "сухой остаток" целевой активности субъекта политической деятельности, результат рационализации, упрощения и стандартизации применяемых им приемов и процедур. Практически любые социальные технологии, в том числе политические, выкристаллизовываются из множества способов и механизмов взаимоотношений субъектов и объектов, взаимодействий контрагентов, внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, технология устанавливается лишь тогда, когда в процессе достижения цели складывается (и определенным образом закрепляется) известная последовательность операций, фиксирующая очередность применения определенных приемов и средств достижения конкретной цели.
Таким образом, политические технологии нельзя смешивать с отдельными механизмами, техниками или приемами политического взаимодействия. Технологии – это и процесс применения техник, направленных на достижение конкретной цели реально действующим субъектом, и результат этой деятельности. Еще точнее, технология есть итог определенного взаимодействия этих приемов деятельности, когда в результате неоднократных действий по достижению поставленной цели найдены более оптимальные и экономичные способы решения проблемы.
Конечно, некоторые виды целенаправленной политической деятельности людей в силу их сложности можно технологизировать не целиком и полностью, а лишь в отдельных точках процесса достижения цели. Другими словами, в процессе деятельности субъект может использовать только локальные технологии, дающие возможность лишь частично рационализировать и упорядочить некоторые участки взаимодействия. Например, в сфере принятия политических решений, где, как правило, решаются плохо структурируемые задачи и поэтому велика доля непредвиденных обстоятельств, политические технологии обычно представляют собой набор действий, обслуживающих в основном лишь отдельные фазы разработки и реализации целей (например, согласование действий законодательных и исполнительных органов власти). В целом же они не могут рационализировать и оптимизировать этот процесс.
Следовательно, политические технологии могут действовать в режиме полного завершения цикла осуществления того или иного политического процесса, а могут быть связаны с оптимизацией только отдельных его фаз и этапов. В еще более сложных комплексах властно-управленческих взаимоотношений (например, отношениях внутри неформальных, теневых группировок, интегрированных в процесс принятия государственных решений) в принципе нельзя сформировать технологические цепочки даже для отдельных их фрагментов.
Политические технологии как определенные алгоритмы действий представляют собойформу политической инженерии, обусловленную как свойствами действующего человека (его знаниями, опытом, настроем на реализацию и т. п.),так и используемыми в его деятельности материальными (духовными) ресурсами и техническими компонентами. По этой причине формирование и применение политических технологий, ритм (темп) их осуществления жестко связаны с квалификацией и компетентностью субъекта политической деятельности, его практическими знаниями и умениями использовать определенные технические ресурсы. Как правило, низкая обеспеченность техническими или кадровыми ресурсами снижает эффективность применения технологий. Поэтому не столько эффективность применения, сколько само существование политических технологий непосредственно зависит от состояния действующего субъекта, его умения использовать накопленный опыт, а также реализовывать имеющиеся возможности в конкретной ситуации. Ошибки и некомпетентность субъекта политической деятельности (тем более наделенного полномочиями и ответственностью), от которых не спасают никакие статусы и титулы, могут не только снизить функциональное значение технологий, но и полностью изменить направленность их действий. Поэтому использование политических технологий (прежде всего в наиважнейших для государства и общества сферах) предполагает отбор субъектов с точки зрения квалификации, практического опыта, психологической устойчивости, способности действовать в нестандартной обстановке и др.
Найденные алгоритмы действий могут быть средством инициации, источником побуждения внутренних механизмов регуляции, как всей политической системы, так и ее отдельных элементов. Иными словами, став элементом политической деятельности индивида (группы лиц), постоянно занятого принятием решений, урегулированием конфликтов или выполнением других функций, технологии становятся одним из механизмовсамонастройки исамоорганизации этой области деятельности человека. В этом смысле политические технологии могут быть не просто перечнем оптимальных и эффективных действий, но и способом усиления контроля за процессом достижения целей, формой управления этой деятельностью. В любом случае высшим критерием эффективности применения технологий является реальное достижение намеченного результата.
В то же время оценка эффективности политических технологий –чрезвычайно рисковая деятельность, ибо она нацелена на получение достоверной информации о реальных механизмах власти и управления. Учитывая же, что в сфере политической власти перераспределяются очень важные и значительные общественные ресурсы, деятельность многих вовлеченных в этот процесс людей, структур и институтов принципиально направлена на сокрытие необходимой информации о принятии соответствующих решений и применяемых технологиях. Поэтому цена такой информации может быть предельно высокой.
Однако оценивать технологические процедуры нужно не только потому, что опасно контролировать реальные процессы властвования. Это обусловлено и тем, что в сфере политической власти, например, государственного управления, постоянно предпринимаются попытки создать такие способы взаимодействия структур и институтов власти, которые, имея формальные признаки технологического усовершенствования процесса (скажем, согласования отраслевых интересов), на самом деле являются средством достижения совсем других целей (в частности, прикрытия частного предпринимательства тех или иных чиновников). Нередко сознательно имитируют политические технологии, скрывая за их внешними формами совершенно иные цели и интересы действующих субъектов.
Политические технологии распространяются на все поле политической власти и государственного управления. В силу этого они являются частью как конвенциональных (легальных) процессов применения политической власти и соответствующего распределения ресурсов государства, так и неконвенциональных процессов, в которых используются приемы и процедуры, прямо запрещенные законом или противоречащие политическим традициям (например, технологии подрывных акций, терроризма или проведения режиссируемых выборов, манипулирования общественным мнением и т. п.).
Политические технологии всегдаограничены местом и временем их применения. Конкретное сочетание техник, способов и приемов политической деятельности как определенная система такой деятельности имеет свое "внутреннее время". Но при всей своей определенности, фиксированности действий, привязанных к пространственно-временным параметрам ситуации, политические технологии имеют и механизмы преодоления такой зависимости, прежде всего благодаря наличию в них "гена самонастройки", адаптируемости к ситуации.
Иными словами, в политических технологиях всегда есть место творчеству субъекта, импровизации, нестандартным действиям. Усиление такого импровизационного начала – своеобразный сигнал для перехода к новым типам взаимодействий с контрагентами, совершенствования структуры и выработки оригинальных приемов политической деятельности. В то же время технологии – враг произвола. Они по своей природе противостоят интуиции и прецеденту как ведущим способам реализации человеческих целей. Технологии направлены на рационализацию и упрощение действий во имя достижения цели, поэтому им свойственны известная формализация и институциализация, нормативное закрепление.
В силу этого существуют некие верхние пределы политических технологий, которые те не должны переступать, чтобы не превратиться в форму откровенного субъективизма. Но они не должны и застывать, чтобы не нарушить соответствия процесса целедостижения динамично развивающейся ситуации. Вращаясь между этими полюсами формализации и субъективации, политические технологии постоянно подвергаются опасности перерождения либо в набор догм, либо в сплошную импровизацию субъектов политической деятельности.
Кроме того, в зависимости от характера и масштаба действующего субъекта политические технологии существенно различаются по своим параметрам: ресурсам, оценкам их эффективности и т. п. Так, технологии, направленные на оптимизацию деятельности массовых политических субъектов, как правило, более прерывисты, а потому и менее надежны. Следовательно, чтобы уверенно управлять поведением крупных социальных слоев, регулировать динамику общественных настроений, необходимо использовать более строгие и жесткие регуляторы с большими вложениями, ресурсным обеспечением и т. п.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333