Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
Система обучения | |||
Классическая | Постклассическая | ||
Преподаватель | Обучаемый | Преподаватель | Обучаемый |
Основной и единственный источник информации | Информационный реципиент | Не единственный источник информации | Источник и реципиент информации |
Контролер поведения и деятельности обучаемых на соответствие их установленным нормам | Исполнитель установленных норм поведения и деятельности | Контролер процесса овладения знанием | Исполнитель внутренних познавательных действий |
Менеджер, регулирующий свое воздействие на аудиторию и ее поведение | Составляющий элемент совокупного объекта управления | Менеджер, регулирующий информационное взаимодействие в совокупном субъекте обучения | Активный субъект как элемент совокупного активного объекта управления |
Оратор | Слушатель и лишь изредка — ретранслятор полученной ранее информации | Коммуникатор, выстраивающий информационное взаимодействие | Активный участник информационного взаимодействия |
Начальник | Подчиненный | Старший товарищ | Коллега |
Наряду с изменением ролевых функций участников образовательного процесса при внедрении новых постклассических технологий обучения наблюдаются и существенные различия в личностных качествах как преподавателей, так и обучаемых. Так, технологии традиционной (классической) системы обучения формируют вполне определенные качества преподавателя, среди которых доминируют строгость, четкость, воля и назидательность. Обучаемый при этом должен быть лишь простым интеллектуальным исполнителем, впитывающим информацию преподавателя и не подвергающим ее сомнению. Мыслительные навыки у него в этом случае формируются очень медленно в результате многократного восприятия мышления преподавателя. Преподаватель в традиционной системе обучения всегда стремится к тому, чтобы обучаемый думал так, как думает он. Обучаемый обладая способностями сразу овладеть стилем мышления профессионала-преподавателя, старается угодить ему. Поэтому неизбежно складывается весьма странная ситуация, при которой один считает, что учит, а другой убежден в том, что учится, хотя оба в лучшем случае заняты лишь трансляцией информации.
В новой (постклассической) системе обучения картина коренным образом меняется. Преподаватель вполне реалистичен и лишен утопической уверенности в своей непогрешимости. Мало того, он понимает, что некоторые аспекты преподаваемого материала ему просто неизвестны, и ему предстоит изучать их вместе с обучаемыми. Это обусловлено тем, что современные знания по многим учебным дисциплинам носят ситуативный и вероятностный характер. Все ситуации, которые могут возникнуть, например, в условиях рынка, просто невозможно познать в полном объеме. Поэтому преподаватель в определенной степени лоялен, открыт и демократичен по отношению к обучаемому, поскольку тот не получает уже готового знания в виде ответов на вопросы преподавателя, а сам вынужден искать их. В результате этого у обучаемого формируются самостоятельность и уважительное отношение к самому себе, и, что самое главное, у него вырабатывается способность творчески думать и размышлять.
Преподаватель перестает быть рабом конспекта. Он вынужден держать в голове не стабильную и отработанную систему знания, а некоторый динамический комплекс знаний. Обучаемый также вынужден отойти от практики конспектирования материала, постоянно решать некоторые учебные задачи, постоянно переосмысливая и пополняя ранее изученный материал. Изменяется и мотивация образовательной деятельности как у обучаемого, так и у преподавателя. Обучаемый начинает стремиться к лидерству и пытается демонстрировать собственные способности и достижения. А преподаватель перестает работать лишь с прилежными отличниками и начинает постоянно думать об активизации работы всей учебной группы, развитии у обучаемых творчества и соревновательности. При использовании новой постклассической технологии образования исчезают такие "классические пороки", как недобросовестность, подсказки, списывание и т. п. (табл. 44).
Реализация образовательных технологий – достаточно сложный процесс. Схематично он представлен в табл. 45. В этом процессе цели образовательной деятельности разлагаются на определенные процедуры, направленные на разрешение основных проблем. При этом как основные цели процесса реализации технологий обучения выделяют: 1) становление, развитие и воспроизводство знаний, умений и навыков, а также потребностей, способностей и интересов личности; 2) обеспечение самоорганизации личности обучаемого на достижение конкретных задач того или иного аспекта образовательной технологии; 3) реализацию эффективного управления учебно-воспитательным процессом в целом.
Таблица 44
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333