logo
Теория социальных технологий Учеб

Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения

Система обучения

Классическая

Постклассическая

Преподаватель

Обучаемый

Преподаватель

Обучаемый

Основной и единственный источник информации

Информационный реципиент

Не единственный источник информации

Источник и реципиент информации

Контролер поведения и деятельности обучаемых на соответствие их установленным нормам

Исполнитель установленных норм поведения и деятельности

Контролер процесса овладения знанием

Исполнитель внутренних познавательных действий

Менеджер, регулирующий свое воздействие на аудиторию и ее поведение

Составляющий элемент совокупного объекта управления

Менеджер, регулирующий информационное взаимодействие в совокупном субъекте обучения

Активный субъект как элемент совокупного активного объекта управления

Оратор

Слушатель и лишь изредка — ретранслятор полученной ранее информации

Коммуникатор, выстраивающий информационное взаимодействие

Активный участник информационного взаимодействия

Начальник

Подчиненный

Старший товарищ

Коллега

Наряду с изменением ролевых функций участников образовательного процесса при внедрении новых постклассических технологий обучения наблюдаются и существенные различия в личностных качествах как преподавателей, так и обучаемых. Так, технологии традиционной (классической) системы обучения формируют вполне определенные качества преподавателя, среди которых доминируют строгость, четкость, воля и назидательность. Обучаемый при этом должен быть лишь простым интеллектуальным исполнителем, впитывающим информацию преподавателя и не подвергающим ее сомнению. Мыслительные навыки у него в этом случае формируются очень медленно в результате многократного восприятия мышления преподавателя. Преподаватель в традиционной системе обучения всегда стремится к тому, чтобы обучаемый думал так, как думает он. Обучаемый обладая способностями сразу овладеть стилем мышления профессионала-преподавателя, старается угодить ему. Поэтому неизбежно складывается весьма странная ситуация, при которой один считает, что учит, а другой убежден в том, что учится, хотя оба в лучшем случае заняты лишь трансляцией информации.

В новой (постклассической) системе обучения картина коренным образом меняется. Преподаватель вполне реалистичен и лишен утопической уверенности в своей непогрешимости. Мало того, он понимает, что некоторые аспекты преподаваемого материала ему просто неизвестны, и ему предстоит изучать их вместе с обучаемыми. Это обусловлено тем, что современные знания по многим учебным дисциплинам носят ситуативный и вероятностный характер. Все ситуации, которые могут возникнуть, например, в условиях рынка, просто невозможно познать в полном объеме. Поэтому преподаватель в определенной степени лоялен, открыт и демократичен по отношению к обучаемому, поскольку тот не получает уже готового знания в виде ответов на вопросы преподавателя, а сам вынужден искать их. В результате этого у обучаемого формируются самостоятельность и уважительное отношение к самому себе, и, что самое главное, у него вырабатывается способность творчески думать и размышлять.

Преподаватель перестает быть рабом конспекта. Он вынужден держать в голове не стабильную и отработанную систему знания, а некоторый динамический комплекс знаний. Обучаемый также вынужден отойти от практики конспектирования материала, постоянно решать некоторые учебные задачи, постоянно переосмысливая и пополняя ранее изученный материал. Изменяется и мотивация образовательной деятельности как у обучаемого, так и у преподавателя. Обучаемый начинает стремиться к лидерству и пытается демонстрировать собственные способности и достижения. А преподаватель перестает работать лишь с прилежными отличниками и начинает постоянно думать об активизации работы всей учебной группы, развитии у обучаемых творчества и соревновательности. При использовании новой постклассической технологии образования исчезают такие "классические пороки", как недобросовестность, подсказки, списывание и т. п. (табл. 44).

Реализация образовательных технологий – достаточно сложный процесс. Схематично он представлен в табл. 45. В этом процессе цели образовательной деятельности разлагаются на определенные процедуры, направленные на разрешение основных проблем. При этом как основные цели процесса реализации технологий обучения выделяют: 1) становление, развитие и воспроизводство знаний, умений и навыков, а также потребностей, способностей и интересов личности; 2) обеспечение самоорганизации личности обучаемого на достижение конкретных задач того или иного аспекта образовательной технологии; 3) реализацию эффективного управления учебно-воспитательным процессом в целом.

Таблица 44