logo
Теория социальных технологий Учеб

Классификация информационно-аналитической деятельности

Основание классификации

Характеристика видов анализа

1

2

Тип объекта анализа

Экономический, ориентированный на исследование экономических явлений, объектов, процессов; в зависимости от их величины экономический анализ подразделяют на макроэкономический и микроэкономический;

экологический, ориентированный на экологические системы;

управленческий, предполагающий исследование управленческих отношений, систем и процессов;

социальный, ориентированный на объекты, явления и процессы социальной сферы общества;

политический, отражающий особенности политических систем, явлений, институтов и процессов (его подразделяют на собственно политический и анализ политики как объекта);

педагогический, направленный на изучение различных процессов обучения и воспитания;

ментальный, цель которого — исследование духовных явлений и процессов в обществе

Тип (специфика) отрасли науки

Философский как средство осмысления сущности явлений природы и общества с позиций философии;

аксиологический — с позиций аксиологии (науки о ценностях);

прогностический, ориентированный на исследование явлений будущего с использованием достижений прогностики;

исторический, изучающий явления и процессы с позиций исторической науки;

экономический, исследующий процессы и явления с использованием инструментарной базы экономической науки;

политологический, опирающийся на политологический подход к исследованию явлений и процессов социума;

социологический, основанный на методологических подходах социологической науки;

праксеологический, ориентированный на праксеологию;

психологический, основанный на методах психологической науки;

культурологический — с применением методологии культурологии;

этический, основанный на методах этики;

эстетический, изучающий явления с позиций эстетики

Тип метода исследования

Системный, основанный на принципах системного подхода к изучению явлений социума (генетический, структурный, функциональный, структурно-функциональный);

логический, основанный на инструментальной базе логики;

причинно-следственный, опирающийся на причинно-следственный подход к изучению явлений действительности;

проблемный — с использованием проблемного подхода к изучению реальности;

статистический, основанный на принципах и методах статистики (корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный, регрессионный и ковариационный);

программно-целевой, опирающийся на принципы программно-целевого метода;

балансовый, основанный на балансовом методе;

ситуационный, предполагающий осмысление складывающихся ситуаций

Уровень познания

Методологический, предполагающий осмысление объектов и процессов с точки зрения научных принципов, методов и приемов познания;

теоретический — анализ с позиций уже имеющейся теории или концепции либо с позиции их построения;

эмпирический (фактологический), ориентированный на выявление реальных фактов и их закономерностей

Место в исследовании

Первичный – составная часть исследовательского процесса; направлен на получение первичных результатов и их осмысление;

вторичный — повторное осмысление результатов проведенных ранее исследований или полученных раннее данных

Итак, технология проблемного анализа основана на понятии проблемы (от гр. "problema" –преграда, трудность, задача). По своей сути проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и определение методов ее разрешения. Социально-психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации (рис. 31). Технологическая модель полного цикла умственных действий исследователя (аналитика) от возникновения проблемной ситуации до разрешения проблемы включает несколько этапов: 1) возникновение проблемной ситуации; 2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы; 3) нахождение способа решения с помощью догадки или выдвижения предположений, обоснование гипотезы; 4) доказательство гипотезы; 5) проверка правильности способов разрешения проблемы.

Кроме того, технология проблемного анализа наряду с серьезной аналитической работой по выявлению типологии проблемы предполагает получение ответов по следующим направлениям.

  1. Определение правильности и четкости формулировки проблемы как неудовлетворенной общественной потребности.

  2. Пространственно-временная констатация проблемы – определение пространственных и временных границ проблемы.

  3. Выяснение типа и характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т. п.).

  4. Определение закономерностей развития проблемы, ее последствий.

  5. Диагностика принципиальной разрешимости проблемы.

  6. Определение ресурсов, необходимых для разрешения проблемы.

  7. Разработка организационно-управленческой технологии разрешения проблемы.

  8. Процедура разрешения проблемы.

Таблица 35