Основные виды анализа и их характеристика
Вид анализа | Характеристика |
1 | 2 |
Проблемный | Проблемное структурирование, в основе которого — выделение комплекса проблем изучаемой ситуации, их типологии, характеристик, последствий и методов разрешения |
Системный | Определение системных характеристик и структуры ситуации, ее элементов и функций, а также взаимодействия с внешней и внутренней средой |
Причинно-следственный | Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, а также следствий ее дальнейшего развертывания |
Праксеологический | Диагностика содержания и последовательности деятельности в конкретной ситуации, ее моделирование и выработка способов дальнейшей оптимизации в аспекте эффективности |
Аксиологический | Построение системы оценок явлений, деятельности, процессов либо ситуаций с позиций той или иной ценностной системы |
Ситуационный | Моделирование ситуации, а также составляющих ее факторов, условий, последствий и действующих лиц |
Прогностический | Прогнозирование вероятностного, потенциального и желательного развертывания событий в будущем |
Рекомендательный | Выработка конкретных рекомендаций относительно поведения субъектов (действующих лиц) в изучаемой ситуации |
Программно-целевой | Разработка программы деятельности по реализации цели в данной ситуации, т. е. увязывание цели с ресурсами с помощью программ |
Рис. 31. Технологические этапы умственной деятельности в условиях проблемной ситуации
Технология системного анализа, в отличие от других видов технологий аналитической деятельности, относится к наиболее популярным и распространенным. В ее основу положена методология системного подхода, разработанная общей теорией систем. Категориальный аппарат системного анализа, согласно общей теории систем, включает в себя такие понятия:система –множество взаимосвязанных между собой элементов;элемент –неразложимая частица системы;структура –относительно устойчивая форма взаимосвязи элементов системы между собой;цель системы –предпочтительное для нее состояние функционирования;функция системы –взаимодействие системы с окружающей ее внешней средой в процессе достижения своих целей или сохранения равновесия;обратная связь –воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования;эмерджентностъ — несводимость свойств системы к свойствам составляющих ее элементов.
Технология системного анализа основана на закономерностях системной целостности объекта, а также на взаимообусловленности ее структуры и функций. Поэтому в зависимости от вектора системного анализа, т. е. направленности от структуры к функции или наоборот, соответственно выделяют два вида технологических моделей системного анализа: дескриптивную иконструктивную. Основная цель модели дескриптивного анализа – выяснение того, как функционирует система, в которой задана определенная структура. Модель конструктивного анализа, в отличие от предыдущей, предполагает подбор структуры под заданные цели и функции системы. Обе эти модели системного анализа не противоречат, и взаимно дополняют руг друга.
Технология системного анализа представляет собой совокупность последовательных определенных шагов по реализации методологии системного подхода в целях получения необходимой информации о функционировании социальной системы. В этой связи российский исследователь Ю. Плотинский выделяет в системном анализе следующие взаимосвязанные технологические этапы: 1) формулировка основных целей и задач анализа; 2) определение границ системы, отделение ее от внешней среды; 3) составление перечня элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т. п.); 4) выявление сути целостности системы; 5) анализ взаимосвязанных элементов системы; 6) построение структуры системы; 7) установление функций системы и ее подсистем; 8) согласование целей системы и ее подсистем; 9) уточнение границ системы и каждой из ее подсистем; 10) анализ явлений эмерджентности; 11) конструирование системной модели [22, с. 15-16].
Технологии системного анализа имеют множество разновидностей, что делает их достаточно продуктивными и довольно перспективными в познавательно-аналитической деятельности.
Технологии причинно-следственного анализа основаны на важнейшем свойстве причинности (каузальности), основные понятия которого – "причина" и "следствие" – описывают причинно-следственную связь между социальными явлениями. Например, в процессе взаимодействия двух явлений при определенных условиях одно явление (причина) порождает, или вызывает к жизни, другое – следствие. При определении причинно-следственной связи необходимо иметь в виду следующие положения: 1) ничто не является причиной самого себя; 2) если одно событие есть причина второго, то второе не является причиной первого; 3) одно и то же событие не может одновременно быть причиной какого-либо события и причиной его отсутствия; 4) нет причин для наступления противоречивого события. Причинно-следственные связи, как показывает анализ, довольно разнообразны.По признаку природы выделяют материальные, идеальные, информационные, энергетические, физические, химические, биологические, социальные и другие связи.По характеру связей их подразделяют на динамические и статические.По количеству и связанности воздействий они бывают сложные (составные), простые, одно- и многофакторные, системные и несистемные. Причинно-следственные связи подразделяют также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные и единичные.
Технология причинно-следственного анализа включает в себя несколько последовательных и взаимосвязанных этапов: 1) формулировка объекта и предмета анализа; 2) определение некоторых исходных событий как возможной причины и возможного следствия, объясняющих объект и предмет анализа; 3) установление причинно-следственной связи, т.е. определение причины и следствия; 4) диагностика типа причинно-следственной связи и установление ее свойств и характеристик; 5) выяснение места этой причинно-следственной связи в структуре причинно-следственной цепи событий, процессов или явлений; 6) объяснение изучаемых явлений и процессов с позиций причинности.
Технологии праксеологического (прагматического) анализа предполагают осмысление объектов, процессов или явлений с точки зрения более эффективного или успешного их использования в социально-практической деятельности.Основными понятиями технологических моделей праксеологического анализа являются такие категории:эффективность –достижение высокого результата при минимальных ресурсах;результативность –способность достигать поставленную цель;оценка –величина, характеризующая явление с точки зрения эффективности и результативности.
Технологии праксеологического анализа, как и другие виды технологий аналитической деятельности, также включают несколько этапов, среди которых выделяют такие: 1) осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций; 2) определение результативности системы; 3) выявление функций, выполнение которых не удовлетворяет запросам системы, а также определение эффективности функционирования системы в целом; 4) структурный анализ системы, выявление ее структурных проблем и диспропорций, а также причин неэффективности; 5) изучение возможностей системы, ее потенциала и неиспользованных резервов; 6) выработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования системы.
Технологии аксиологического анализа предполагают изучение объектов, процессов или явлений в системе ценностных координат. Необходимость таких технологий обусловлена тем, что любое общество или его подсистема характеризуются значительной ценностной дифференциацией. При этом ценностные ориентации представителей различных социальных групп существенно разнятся. Поэтому в демократическом обществе довольно часто возникает проблема согласования ценностей или установления ценностного партнерства, без которых невозможно нормальное взаимодействие людей в общественной системе. Основная категория в технологиях аксиологического анализа –ценность. В современном науковедении ее трактуют весьма неоднозначно. Известно множество подходов к определению этого понятия – от натуралистического и прагматического до интуитивистского. Технологии аксиологического анализа еще полностью не сложились. Однако можно предложить следующую еготехнологическую схему: 1) выявление множества оцениваемых объектов; 2) определение критериев и системы их оценки; 3) формирование группы экспертов; 4) проведение аксиологической экспертизы; 5) получение системы оценок изучаемых объектов; 6) выработка рекомендаций по совершенствованию оцененных объектов.
Вообще под ценностью общественного предмета понимают его свойство удовлетворять определенные потребности социального субъекта. С помощью этого понятия определяют положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы или общества в целом, которая зависит не от их свойств, а от вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Критерии и способы оценки этой значимости выражаются, как правило, в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках и целях. В этой связи различают смысложизненные, универсальные, партикулярные и коллективистские ценности, а также материальные, общественно-политические и духовные, положительные и отрицательные.
Технологии ситуационного анализа основаны на совокупности приемов и методов осмысления анализируемой ситуации, ее структуры и факторов, определяющих тенденции ее развития. Эти технологии основаны на довольно многозначном понятииситуации. Во-первых, при событийном подходе под ситуацией понимают некоторую совокупность событий, связанных в целостность определенной проблемой. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий, круг событий или их узел. Теоретической основой для осмысления понятия ситуации в этом случае является теория событий.Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то ее можно представить их комплексом, определяющим проблему. Сущность ситуации в этом аспекте изучают теория деятельности и праксеология. И, наконец,в-третьих, в рамках факторного подхода ситуацию рассматривают как сложное взаимодействие различных факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия или проблемы, либо препятствуют ему. При этом подходе исследуют ситуацию с помощью теории факторов и факторного анализа.
Несмотря на многообразие трактовок и концептуальных подходов к пониманию сущности ситуации, можно выделить и то общее свойство, которое дает возможность определить ее как результат социальных изменений, имеющий сугубо процессуальный характер: данная ситуация вытекает из предыдущей и обусловливает последующую.
Наряду с этим, удачность выбора ситуации определяется, прежде всего, степенью ее соответствия отрасли научного знания, которая ее изучает, а также некоторой ее нестандартностью (т. е. интригой), что возбуждает исследовательский интерес и побуждает исследовательскую мотивацию. Для определения ситуации или ее видовых особенностей целесообразно использовать классификацию, приведенную в табл. 37.
Таблица 37
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333