logo
Теория социальных технологий Учеб

Основные виды анализа и их характеристика

Вид анализа

Характеристика

1

2

Проблемный

Проблемное структурирование, в основе которого — выделение комплекса проблем изучаемой ситуации, их типологии, характеристик, последствий и методов разрешения

Системный

Определение системных характеристик и структуры ситуации, ее элементов и функций, а также взаимодействия с внешней и внутренней средой

Причинно-следственный

Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, а также следствий ее дальнейшего развертывания

Праксеологический

Диагностика содержания и последовательности дея­тельности в конкретной ситуации, ее моделирование и выработка способов дальнейшей оптимизации в аспекте эффективности

Аксиологический

Построение системы оценок явлений, деятельности, процессов либо ситуаций с позиций той или иной ценностной системы

Ситуационный

Моделирование ситуации, а также составляющих ее факторов, условий, последствий и действующих лиц

Прогностический

Прогнозирование вероятностного, потенциального и желательного развертывания событий в будущем

Рекомендательный

Выработка конкретных рекомендаций относительно поведения субъектов (действующих лиц) в изучаемой ситуации

Программно-целевой

Разработка программы деятельности по реализации цели в данной ситуации, т. е. увязывание цели с ресурсами с помощью программ

Рис. 31. Технологические этапы умственной деятельности в условиях проблемной ситуации

Технология системного анализа, в отличие от других видов технологий аналитической деятельности, относится к наиболее популярным и распространенным. В ее основу положена методология системного подхода, разработанная общей теорией систем. Категориальный аппарат системного анализа, согласно общей теории систем, включает в себя такие понятия:система –множество взаимосвязанных между собой элементов;элемент –неразложимая частица системы;структура –относительно устойчивая форма взаимосвязи элементов системы между собой;цель системы –предпочтительное для нее состояние функционирования;функция системы –взаимодействие системы с окружающей ее внешней средой в процессе достижения своих целей или сохранения равновесия;обратная связь –воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования;эмерджентностъ — несводимость свойств системы к свойствам составляющих ее элементов.

Технология системного анализа основана на закономерностях системной целостности объекта, а также на взаимообусловленности ее структуры и функций. Поэтому в зависимости от вектора системного анализа, т. е. направленности от структуры к функции или наоборот, соответственно выделяют два вида технологических моделей системного анализа: дескриптивную иконструктивную. Основная цель модели дескриптивного анализа – выяснение того, как функционирует система, в которой задана определенная структура. Модель конструктивного анализа, в отличие от предыдущей, предполагает подбор структуры под заданные цели и функции системы. Обе эти модели системного анализа не противоречат, и взаимно дополняют руг друга.

Технология системного анализа представляет собой совокупность последовательных определенных шагов по реализации методологии системного подхода в целях получения необходимой информации о функционировании социальной системы. В этой связи российский исследователь Ю. Плотинский выделяет в системном анализе следующие взаимосвязанные технологические этапы: 1) формулировка основных целей и задач анализа; 2) определение границ системы, отделение ее от внешней среды; 3) составление перечня элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т. п.); 4) выявление сути целостности системы; 5) анализ взаимосвязанных элементов системы; 6) построение структуры системы; 7) установление функций системы и ее подсистем; 8) согласование целей системы и ее подсистем; 9) уточнение границ системы и каждой из ее подсистем; 10) анализ явлений эмерджентности; 11) конструирование системной модели [22, с. 15-16].

Технологии системного анализа имеют множество разновидностей, что делает их достаточно продуктивными и довольно перспективными в познавательно-аналитической деятельности.

Технологии причинно-следственного анализа основаны на важнейшем свойстве причинности (каузальности), основные понятия которого – "причина" и "следствие" – описывают причинно-следственную связь между социальными явлениями. Например, в процессе взаимодействия двух явлений при определенных условиях одно явление (причина) порождает, или вызывает к жизни, другое – следствие. При определении причинно-следственной связи необходимо иметь в виду следующие положения: 1) ничто не является причиной самого себя; 2) если одно событие есть причина второго, то второе не является причиной первого; 3) одно и то же событие не может одновременно быть причиной какого-либо события и причиной его отсутствия; 4) нет причин для наступления противоречивого события. Причинно-следственные связи, как показывает анализ, довольно разнообразны.По признаку природы выделяют материальные, идеальные, информационные, энергетические, физические, химические, биологические, социальные и другие связи.По характеру связей их подразделяют на динамические и статические.По количеству и связанности воздействий они бывают сложные (составные), простые, одно- и многофакторные, системные и несистемные. Причинно-следственные связи подразделяют также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные и единичные.

Технология причинно-следственного анализа включает в себя несколько последовательных и взаимосвязанных этапов: 1) формулировка объекта и предмета анализа; 2) определение некоторых исходных событий как возможной причины и возможного следствия, объясняющих объект и предмет анализа; 3) установление причинно-следственной связи, т.е. определение причины и следствия; 4) диагностика типа причинно-следственной связи и установление ее свойств и характеристик; 5) выяснение места этой причинно-следственной связи в структуре причинно-следственной цепи событий, процессов или явлений; 6) объяснение изучаемых явлений и процессов с позиций причинности.

Технологии праксеологического (прагматического) анализа предполагают осмысление объектов, процессов или явлений с точки зрения более эффективного или успешного их использования в социально-практической деятельности.Основными понятиями технологических моделей праксеологического анализа являются такие категории:эффективность –достижение высокого результата при минимальных ресурсах;результативность –способность достигать поставленную цель;оценка –величина, характеризующая явление с точки зрения эффективности и результативности.

Технологии праксеологического анализа, как и другие виды технологий аналитической деятельности, также включают несколько этапов, среди которых выделяют такие: 1) осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций; 2) определение результативности системы; 3) выявление функций, выполнение которых не удовлетворяет запросам системы, а также определение эффективности функционирования системы в целом; 4) структурный анализ системы, выявление ее структурных проблем и диспропорций, а также причин неэффективности; 5) изучение возможностей системы, ее потенциала и неиспользованных резервов; 6) выработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования системы.

Технологии аксиологического анализа предполагают изучение объектов, процессов или явлений в системе ценностных координат. Необходимость таких технологий обусловлена тем, что любое общество или его подсистема характеризуются значительной ценностной дифференциацией. При этом ценностные ориентации представителей различных социальных групп существенно разнятся. Поэтому в демократическом обществе довольно часто возникает проблема согласования ценностей или установления ценностного партнерства, без которых невозможно нормальное взаимодействие людей в общественной системе. Основная категория в технологиях аксиологического анализа –ценность. В современном науковедении ее трактуют весьма неоднозначно. Известно множество подходов к определению этого понятия – от натуралистического и прагматического до интуитивистского. Технологии аксиологического анализа еще полностью не сложились. Однако можно предложить следующую еготехнологическую схему: 1) выявление множества оцениваемых объектов; 2) определение критериев и системы их оценки; 3) формирование группы экспертов; 4) проведение аксиологической экспертизы; 5) получение системы оценок изучаемых объектов; 6) выработка рекомендаций по совершенствованию оцененных объектов.

Вообще под ценностью общественного предмета понимают его свойство удовлетворять определенные потребности социального субъекта. С помощью этого понятия определяют положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы или общества в целом, которая зависит не от их свойств, а от вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Критерии и способы оценки этой значимости выражаются, как правило, в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках и целях. В этой связи различают смысложизненные, универсальные, партикулярные и коллективистские ценности, а также материальные, общественно-политические и духовные, положительные и отрицательные.

Технологии ситуационного анализа основаны на совокупности приемов и методов осмысления анализируемой ситуации, ее структуры и факторов, определяющих тенденции ее развития. Эти технологии основаны на довольно многозначном понятииситуации. Во-первых, при событийном подходе под ситуацией понимают некоторую совокупность событий, связанных в целостность определенной проблемой. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий, круг событий или их узел. Теоретической основой для осмысления понятия ситуации в этом случае является теория событий.Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то ее можно представить их комплексом, определяющим проблему. Сущность ситуации в этом аспекте изучают теория деятельности и праксеология. И, наконец,в-третьих, в рамках факторного подхода ситуацию рассматривают как сложное взаимодействие различных факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия или проблемы, либо препятствуют ему. При этом подходе исследуют ситуацию с помощью теории факторов и факторного анализа.

Несмотря на многообразие трактовок и концептуальных подходов к пониманию сущности ситуации, можно выделить и то общее свойство, которое дает возможность определить ее как результат социальных изменений, имеющий сугубо процессуальный характер: данная ситуация вытекает из предыдущей и обусловливает последующую.

Наряду с этим, удачность выбора ситуации определяется, прежде всего, степенью ее соответствия отрасли научного знания, которая ее изучает, а также некоторой ее нестандартностью (т. е. интригой), что возбуждает исследовательский интерес и побуждает исследовательскую мотивацию. Для определения ситуации или ее видовых особенностей целесообразно использовать классификацию, приведенную в табл. 37.

Таблица 37