logo
Теория социальных технологий Учеб

Классификация образовательных технологий

Основание классификации

Разновидности технологий

1

2

Возрастной аспект обучения

• Технологии подготовки к школе (обучения дошкольников);

• общего образования (обучения школьников);

• специального и профессионального образования;

• высшего образования, ориентированные на получение знаний и навыков для интеллектуальной деятельности в той или иной сфере;

• обучения взрослых, имеющие свою специфику в зависимости от объекта и методов обучения

Степень активности обучаемых

• Технологии образования, при которых обучаемые – объект образовательных воздействий (технологии обучения);

• самообразования, при которых обучаемые — активные субъекты самообразования (технологии самообучения)

Аспект развития личности

• Технологии получения знаний, ориентированные на информационный аспект образования;

• формирования профессиональных качеств, умений и навыков, ориентированные на тренинговый и воспитательный аспекты образования;

• формирования мотивов, ценностей и установок (технологии воспитания);

• развития внимания, памяти, анализа информации, ориентированные на развитие способностей человека;

• творчества, направленные на развитие и реализацию творческого потенциала личности

Время обучения

• Технологии дискретного образования, когда обучение происходит в отдельные и автономные периоды;

• непрерывного образования, при которых образование продолжается непрерывно в течение всей жизни человека

Способы технологизации

• Технологии экспериментального образования, предусматривающие внедрение и проверку качества нововведений в образовательном процессе;

• коммуникативного обучения, в основе которых лежит использование методов обучения коммуникативному взаимодействию;

• ситуационного образования, опирающиеся на метод анализа ситуаций (Case Study Me tod);

• гибкого моделирования учебного процесса, строящиеся на базе моделирования обучения в зависимости от условий;

• деятельностного обучения, в которых используется деятельность как средство активизации образования

Тип коммуникаций

• Технологии очного образования, предполагающие прямые и непосредственные контакты;

• вечернего и заочного образования, основанные на дискретных контактах;

• дистанционного образования, опирающиеся на информационно-компьютерное взаимодействие

Современные образовательные технологии качественно отличаются от технологий недавнего прошлого. В настоящее время происходит процесс революционного преобразования классических технологий обучения, которые сложились в течение многих веков. На современном этапе возникает принципиально новый тип постклассических технологий, которые все больше начинают играть заметную роль в повышении качественной стороны современного образования. Принимая во внимание важность этого процесса, рассмотрим сравнительную характеристику классической и постклассической технологий обучения (табл. 42).

Процесс развития науки неизбежно приводит к появлению принципиально нового типа знания. Постклассическая технология обучения, как видно из табл. 42, коренным образом отличается от классической прежде всего местом и ролью основных участников учебного процесса – преподавателя и обучаемого, – а также их взаимоотношениями, характером и содержанием образовательной деятельности.

В традиционной классической системе образования четко выражена подсистема "субъект – объект", в которой лишь преподаватель играет роль субъекта, определяющего все содержание обучения, его нормы, принципы и стиль отношения к обучаемым. Эта роль достаточно жестко и однозначно закреплена за преподавателем, и отступление от нее невозможно, а если оно и случается, то его рассматривают, по сути дела, как отклонение от принятой нормы. Еще более жестко связан своей ролью обучаемый, который постоянно пребывает под жестким контролем со стороны преподавателя, деканата, а порой и общественного мнения.

Таблица 42