logo
Теория социальных технологий Учеб

Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования

Наименование принципа

Его применение

1

2

Эффективность и оптимальность

Для обоснования разных видов эффективности социального проекта (технологии), а также его оптимиза­ции по времени, ресурсам и качеству

Целеполагание

Для построения "дерева целей" как способа целевой проработки социального проекта, а также для программирования самого процесса социального проектирования

Системность

Для структурно-функционального системного моделирования социального объекта при его проектировании

Синергизм

Для закладки в технологию социального проекта ме­ханизма умножения позитивного и уменьшения нега­тивного результата

Саморазвитие

Для обеспечения быстрой замены устаревших модулей (блоков) более новыми и прогрессивными

Предел и кардинальность

Для ориентации разрабатываемого проекта на прин­ципиальное его отличие от уже имеющихся, так как в противном случае он будет лишь некоторой формой совершенствования проектируемого объекта, которая приближает его к пределу; поэтому при проектиро­вании надо стараться перешагнуть через предел, а не приблизиться к нему

Реализм

Для ориентации социального проекта на реальные процессы, ресурсы и обеспечение достижения реальных целей

Гуманизм

Для ориентации социального проекта на расширение, а не нарушение прав людей, а также на повышение качества социальных услуг

Устойчивое развитие

Для ориентации социального проекта на удовлетворе­ние духовных потребностей людей, обеспечение устойчивости функционирования моделируемого им социального объекта или процесса

Проблемность

Для ориентации социального проекта на решение реальных социальных проблем

Надежность

Для ориентации разработчиков социального проекта на его обязательное испытание факторами внешней и внутренней среды

Инновационность

Для обеспечения новизны социального проекта, его научно-практической аргументации

Обоснованное использование передового опыта

Для оценки или обоснования используемых в социальном проекте заимствований, несмотря на их привлекательность

Этапы проектирования социальных технологий базируются, как правило, на содержании социально-проектировочной и конструкторской деятельности. Ее рассматривают в социальной инженерии в основномв двух взаимосвязанныхаспектах: 1) как специфический вид социальной технологии; 2) как процесс моделирования (или конструирования) некоторого социального объекта, явления или процесса. При этом по первому, технологическому аспекту можно выделить следующие этапы социального проектирования.

1. Этап осознания и формулировки практической проблемной ситуации связан с необходимостью удовлетворять возникающие социальные потребности в существенных изменениях. В основе каждой проблемной ситуации лежит, как правило, какая-тасоциальная проблема (от гр."ргоЫета" –задача, задание), т.е. объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес [29, с. 264]. Все многообразие социальных проблем можно представить в виде такой классификационной таблицы (табл. 60).

По сфере положения социальные проблемы подразделяют наэкономические, экологические, собственно социальные, политические, правовые, культурологические идуховные. Они относятся к той или иной сфере общества, однако в какой-то степени проявляются и в других общественных сферах. Это свидетельствует о том, что они взаимозависимы и взаимообусловлены. Например, проблема социальной защиты населения относится к социальной сфере общества, но она может иметь также правовые и политические проявления в тех случаях, когда ощущается неэффективность законодательных и нормативных актов, а также социальной политики государства.

Второе основание классификации социальных проблем – тип объектов. Оно определяет дифференциацию последних на целевые, деятельностные, институциональные, организационные, ресурсные, кадровые, конфликтогенные, информационные и ментальные. Целевые проблемы заключаются либо в отсутствии целей деятельности, либо в том, что они определены неправильно, вследствие чего достичь их либо слишком сложно, либо слишком легко.Деятельностные проблемы сводятся к тому, что нет моделей, программ или алгоритмов деятельности, а также низка эффективность самой деятельности, вследствие чего не удается достигнуть сформулированной цели.

Институциональные проблемы возникают в ходе функционирования различных социальных институтов. Они отражают институциональные социальные процессы в обществе, например процесс институционализации, включающий формирование и развитие институтов, обретение ими многообразных социальных ролей, их всестороннюю реализацию, либо процесс деинституционализации, при котором происходит разрушение и деградация социальных институтов. Кроме того, эти проблемы могут фиксировать также противоречия в системе функций, норм и ценностей тех или иных социальных институтов.Организационные проблемы свойственны специфической разновидности социальных институтов, которыми являются социальные организации. Им присущи четкое целевое назначение совместной деятельности людей, эффект синергии, система статусов и ролей, определенный тип взаимодействия формальной и неформальной структур, а также управления и самоуправления.

Ресурсные проблемы чаще всего сводятся к нехватке материальных, финансовых, информационных, кадровых, духовно-нравственных, психологических и других ресурсов. При этом может не хватать как одного вида ресурсов, так и нескольких. Вторая группа ресурсных проблем сводится к неоптимальному их использованию в результате отсутствия ресурсосберегающих или оптимизирующих их использование технологий.

Таблица 60