Классификация специальных (частных) управленческих технологий
Основание классификации | Характеристика видов технологий |
1 | 2 |
Способ определения целей и задач управления | • Технологии целеполагания или построения "дерева целей"; • стратегического, тактического или оперативного планирования |
Способ разработки и принятия управленческого решения | • Технологии принятия решений методом "мозгового штурма"; • методом совещаний; • на основе управления риском; • коллективного или индивидуального принятия решений |
Степень организации объекта управления | • Технологии проектирования и построения организации; • функционирования организаций; • развития организаций |
Способ управленческого контроля | • Технологии управленческого контролинга; • управленческого аудита |
Степень обеспеченности кадровым потенциалом | • Технологии управления персоналом; • отбора и подготовки персонала; • расстановки и продвижения персонала; • формирования эффективной управленческой команды; • наращивания и реализации человеческого капитала |
Степень использования управленческих документов и информации | • Технологии документирования и документооборота в сфере управления; • построения и функционирования информационных систем управления |
Виды ресурсов, используемых в сфере управления | • Технологии финансового менеджмента; • управления налогообложением; • инновационного менеджмента; • маркетингового менеджмента; • управления материальными ресурсами и затратами (логистика); • организационного менеджмента; • кадрового или персонал-менеджмента; • мотивационного менеджмента; • инвестиционного менеджмента; • информационного менеджмента |
Степень организации объекта управления | • Технологии управления по целям; • по результатам; • на базе потребностей и интересов; • посредством постоянных проверок и указаний; • в исключительных или экстремальных случаях; • на основе искусственного интеллекта; • на базе активизации деятельности персонала |
Рис. 14. Распределение управленческих технологий
При простом целевом управлении, например, руководитель организации намечает только сроки и конечную цель управления, не указывая механизма ее достижения. При этом можно достичь цели в предусмотренные сроки или раньше, а можно и не достичь. Таким образом, простое целевое управление дает подчиненным большой простор для инициативных решений, однако достижение цели при этом способе управления не гарантировано. Припрограммно-целевом управлении руководитель намечает цели управления, разрабатывает механизм их реализации, определяет сроки и промежуточные значения процесса достижения целей. В этом случае можно достичь цели в предусмотренные сроки. Прирегламентном управлении, в отличие от предыдущих его видов, руководитель определяет конечную цель управления и ограничения по параметрам и ресурсам, например, движение только в направлении к цели при заданных ограничениях на ресурсы. В этом случае цель будет обязательно достигнута, но в сроки, которые трудно определить заранее.
Технологии программно-целевого и регламентного управления относятся к сфере научного управления, в то время как простое целевое управление – это деятельность на уровне здравого смысла ("хотел сделать как лучше"). Приоритетное применение того или иного варианта целевого управления зависит от типа управляемого объекта (табл. 27).
Технологии управления по результатам основаны на ожидании результатов, т. е. управленческие решения при их использовании принимают после получения результатов по предыдущим (или ранее принятым) решениям. Такие технологии особенно эффективны в средних и малых организациях или подразделениях, в которых время между принятием решений и результатом их выполнения минимальное (от нескольких часов до нескольких дней). Эти технологии базируются, как правило, на использовании общей функции координации. Известно, что для успешного управления организацией часто необходимы факторы, которые либо достаточно известны, либо трудноопределимы. Они относятся как к внешней, так и к внутренней среде организации. Например, бывает трудно заранее рассчитать и подобрать персонал для достижения эффекта синергии (т. е. резкого повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции). Поэтому руководитель должен постепенно проводить ротацию и подбор кадров, исходя из достигнутых или предполагаемых результатов. Подобная ситуация может быть и с жизненным циклом выпускаемой продукции, который можно рассчитать лишь ориентировочно и постоянно корректировать.
Таблица 27
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333