Функции игры и их характеристика
Функция | Характеристики |
Познавательная | Познание человеком окружающего мира и своих возможностей посредством игры |
Социализирующая | Формирование необходимых свойств и качеств личности в процессе игры |
Тренировочная | Тренировка необходимых умений и навыков |
Коммуникативная | Игра – важнейшее средство общения и взаимодействия индивидов |
Развлекательная | Пробуждение эмоций и восстановление жизненных сил человека |
Проверочная | Проверка уровня развитости определенных свойств и качеств личности посредством игры |
Статусно-ролевая | Игра – важное средство достижения определенного социального статуса и выполнения соответствующей ему социальной роли |
Коммерческая | Игра – средство получения материального вознаграждения или экономии ресурсов |
Многие исследователи зачастую рассматривали игру как непродуктивное занятие, т.е. вид деятельности, следствием которой не является производство какого-либо продукта. Однако такой подход совершенно не объясняет той важной роли, которая издавна отводилась игре в развитии человеческого сообщества. Игра, по форме непродуктивный вид социальной деятельности, тем не менее, по своему содержанию оказывает весьма существенное воздействие на людей и в этом смысле является весьма продуктивным занятием.
Любая игра, в конечном счете, имеет два важнейшихсоциальных результата. Вторичный результат связан, прежде всего, с выигрышем или проигрышем участников игры, а также с возможным наказанием или наградой за это. Однако более ценен в социальном смыслепервичный результат игры, который заключается в ее воздействии на участников, когда игра является специфической формой социализации людей, обретения ими необходимого опыта, знаний, умений и навыков социальной жизнедеятельности.
История человеческого общества демонстрирует весьма широкую палитру видового разнообразия игр (рис. 12), которые являются не только хорошим средством социализации индивидов, но и важнейшим инструментом дальнейшего развития их социально-преобразовательной деятельности, а также повышения уровня ее технологизации и эффективности.
Игры
Естественные:
детские;
салонные;
актерские;
спортивные;
военные
Имитационные:
деловые;
военные;
спортивные
Открытого типа:
инновационные;
организационно-деятельностные;
организационно-мыслительные;
проективные
Рис. 12. Классификация основных видов игры
Ретроспективный анализ свидетельствует, что исторически первым типом являются естественные игры, среди которых особое место занимают детские, так как они свойственны и животным. Для ребенка, в отличие от детеныша животного, характерно многообразие игр, их социальная направленность и институциональность. Детская игра восходит к тем временам, когда первобытные сообщества переходили в своем развитии от собирательства к охоте, скотоводству и земледелию, что приводило к исключению детей из этих видов деятельности в силу их сложности и тяжести. Игра в первобытном обществе была основной формой социализации взрослых, а также вхождения их в трудовую деятельность. Однако в современном обществе ситуация изменилась. Ныне над созданием игр работают целые отрасли промышленности, науки и рекламы. Сейчас существует целая игровая инфраструктура, и в современных детских играх особенно интенсивно развивается их воспитательно-образовательный, социализирующий аспект.
Актерская игра также имеет очень древнюю историю, которая берет свое начало от первобытных ритуалов, плясок и инициации.Салонные игры, по всей видимости, сложились в эпоху возникновения частной собственности, ибо в них особая роль принадлежит экономическому интересу – выигрышу. Этот вид развлечения связан в основном со стремлением индивидов приобрести нечто в собственное распоряжение.
Спортивные игры ныне особо популярны; в них есть элементы противоборства, напряжения сил, умения собрать и мобилизовать свои ресурсы. Корнивоенных игр уходят к ритуальным военным танцам, а в настоящее время их все больше используют как важнейшее средство обучения и тренинга личного состава воинских подразделений и командного состава армии и флота.
Среди имитационных игр особое место принадлежитделовым играм, которые хотя и относятся к самым молодым (они возникли лишь в 30-х годахXXст.), однако по своим масштабам и сфере применения являются наиболее распространенным социальным феноменом. Как эффективный способ подготовки высококвалифицированных специалистов деловые игры широко используются в различных странах мира, особенно в США, Англии, Германии, Канаде, России, Польше, Франции и Японии. Деловые игры по сути представляют собой реальные модели типичных проблемных ситуаций, с помощью которых осуществляется экспериментирование, и это дает основание ассоциировать их с модельным экспериментом. Деловые имитационные игры могут преследовать две основные цели: либо познание сложных проблемных ситуаций, либо обучение персонала деловых организаций.
В технологическом аспекте деловые игры являются имитационным и управляемым процессом выработки и принятия решений для конкретной ситуации, в которой функционирует социальный объект, с помощью поэтапного уточнения совокупности условий и факторов (определяющих ситуацию), а также анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры. Наиболее важными признаками имитационных деловых игр являются следующие:
типичность, которая отражает и моделирует типичные ситуации, случающиеся в практической деятельности социальных субъектов (это и определяет практическую ценность таких игр);
проблемность, которая подразумевает отражение реальных трудностей и проблем, встречающихся в практической деятельности социальных субъектов, вплоть до различных социальных конфликтов;
использование скрытых резервов и их мобилизация. Здесь речь идет о двух видах резервов. Прежде всего, игра вскрывает резервы в управляемой подсистеме (материальные, технологические, финансовые и др.). Однако эти резервы мобилизуются и используются благодаря резервам самой личности, которая посредством игры повышает свой интеллектуальный потенциал и тем самым расширяет поле своих профессиональных возможностей.
Имитационные деловые игры в структурном отношении представляют собой довольно сложные образования, в которые принято включать пять взаимосвязанных и взаимообусловленныхподструктур: ролевую, временную, методическую, организационную и логическую.
Ролевая подструктура деловой игры включает в себя такие элементы: 1) роли, моделирующие профессиональную деятельность индивидов, которые входят в имитируемую социально-производственную систему; 2) роли, необходимые для оперативного управления ходом игры (руководитель, группа обеспечения, посредники); 3) роли, вводимые в игру для повышения эмоционального напряжения ее участников; 4) роли экспертов, которые нужны для преодоления трудностей с оценкой характера и результатов игры.
Временная подструктура деловой игры представляет собой процедуру расчленения ее на определенные временные этапы: 1) подготовительный этап; 2) вводную часть; 3) основную часть, или собственно деловую игру; 4) заключительную часть, или анализ результатов игры.
Методическая подструктура деловой игры включает в себя такие компоненты:
1) методику проведения игры (сценарий);
2) руководство по оценке деятельности участников игры;
3) технические средства обучения и наглядные пособия.
В методической подструктуре деловой игры, таким образом, сочетаются методы управленческого консультирования и групповой динамики. При этом консультанты по управлению предлагают участникам игры специальные вопросники, которые поддерживают их наиболее перспективные высказывания и идеи относительно той или иной игровой ситуации, а групповые психологи, в свою очередь, обеспечивают активизацию участников игры через стимулирование их ролевой деятельности.
Организационная подструктура деловой игры включает в себя такие компоненты: 1) подготовку деловой игры (т.е. подготовку руководителей игры, а также методическое и техническое обеспечение, формирование состава групп); 2) оперативное управление деловой игрой (предполагает создание атмосферы состязательности и творчества, отработку навыков работы в группе, оперативное изменение структуры игры, управление графиком игры и т. п.). Кроме того, сюда входит процедура разделения участников игры на различные группы (или подгруппы) в целях получения наибольшего эффекта при решении конкретной задачи.
Логическая подструктура деловой игры включает в себя следующее: 1) логику анализа ситуации; 2) выделение комплекса актуальных проблем; 3) разработку проектов желаемых и возможных перемен; 4) определение программы реализации проекта.
Наряду с этим по характеру проведения все деловые игры подразделяют надва основных вида: ролевые и собственно имитационные игры. Их характеристика представлена в табл. 23.
Развитие игровых технологий в последнее время привело к появлению нового класса игр – игр открытого типа, которые несколько "отпочковались" от имитационных деловых игр. Среди них наибольший интерес представляют инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные и проективные игры, отличающиеся от имитационных более свободным, т. е. нежестким, способом задания правил игры и ролей участников. Для проведения этих игр, в отличие от имитационных, не нужна дополнительная информация (каждый их участник хорошо знаком с решаемой проблемой). Такие игры ориентированы не только на операционные действия участников, но и на личностную, эмоциональную их включенность. Они открыты для саморазвития и направлены на те проблемы, которые не имеют заранее известного решения.
Таблица 23
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333