logo
Теория социальных технологий Учеб

Часть VII

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Глава 16

Сущность социально-проектировочной деятельности

76.1. Понятие социального проектирования и его особенности

Социальное проектирование является важнейшей разновидностью социальных технологий. Термин "социальное проектирование" (от лат. "progectus" –выступающий вперед) обозначает специфическую деятельность людей, связанную с научно обоснованным конструированием системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта [38, с. 238].

Социальное проектирование как одна из форм реализации требований научного управления обществом и его подсистемами тесно связано с системным подходом к управлению, так как его эффективность может проявляться лишь в комплексе с другими элементами целенаправленной регулирующей деятельности. Кроме того, социальное проектирование зачастую используют на практике как один из методов предплановой деятельности при разработке возможных вариантов решения, принимаемых относительно развития или изменения состояния различных социальных объектов, явлений или процессов [29, с. 419].

Объектом социального проектирования может быть собственно социальный объект (школа, больница), производственный (завод, шахта), архитектурный (поселение) или какой-либо другой. Однако в любом случае речь идет о решении именно социальных задач при его проектировании, а также о том, что в проекты различных социальных объектов должны быть заложены не только научно-технические, экономические, дизайнерские и другие решения, но и прогрессивные системы социальных параметров, направленные на реализацию разнообразных социальных потребностей и интересов людей.

Основное содержание социального проектирования заключается в конструировании совокупности средств, дающих возможность решить выявленные социальные задачи и проблемы, достичь поставленных целей. Эти средства, как правило, проявляются в двух основных формах: как система социальных параметров проектируемого социального объекта и их количественных показателей или как совокупность конкретных мероприятий для реализации проектируемых показателей и количественных характеристик будущего социального объекта. Практика показывает, что социальное проектирование наиболее эффективно тогда, когда оно является органической частью комплексного социального планирования новых объектов и его выполняют социологи в тесном сотрудничестве с инженерами-конструкторами, экономистами, дизайнерами и другими спе­циалистами.

Основные категории социально-проектировочной деятельности — "модель", "проект", "конструкция", "проектирование", "конструирование". Чтобы раскрыть сущность этих понятий целесообразно исходить из широко известного в современных науке понятия модели (от лат."modus" –мера, образ, способ).Модель –это способ представления некоторого явления, который отличают три характерных признака: 1) возможность представлять реальный социальный объект; 2) способность замещать его; 3) возможность обеспечивать перенос полученных результатов на реальный социальный объект.

Под проектом понимают определенную модель или, другими словами, прообраз, прототип объекта, явления или процесса. Российские исследователи С. Бушуев и Э. Гурин в этой связи определяют его как уникальную совокупность взаимосвязанных работ, имеющих следующие отличительные черты: 1) ограниченность времени; 2) четкие цели, которых нужно достичь с выполнением ряда технических, экономических, организационных и других требований; 3) внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач и ресурсов; 4) определенные сроки начала и конца проекта; 5) ограниченные ресурсы; 6) определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления; 7) неизбежность различных конфликтов [7, с. 12].

Одним словом, проект – это некая мысленная модель, реализация которой на практике приводит к созданию конкретной социальной конструкции. Поэтому социальное конструирование –это не что иное, как воплощение проекта в социальную реальность и один из важнейших этапов социального проектирования.

Все социальные объекты, явления и процессы в современном обществе не появились сами по себе, т.е. естественно-исторически, а были разработаны как проекты людьми и внедрены в общественную жизнедеятельность. Эта проблема особо актуализируется на переломных этапах общественного развития, в частности в нашей стране, вступившей на путь радикальной трансформации своей общественной системы на основе либеральных рыночных и демократических ценностей. В этой связи для решения задач технологизации социального проектирования особую значимость приобретает проблема классификации социальных проектов, которые, несмотря на все их многообразие, можно ранжировать по таким основным параметрам, как тип моделируемого объекта, его масштабность и способ представления, а также характер отражения объекта и степень его инновационности (табл. 58).

Таблица 58