15.2. Технологии социального эксперимента
Социальный эксперимент (от лат."experimentum" –проба, опыт) как активный метод исследовательской и преобразовательной деятельности является важной формой социальной практики, а также эффективным способом получения информации о социальном объекте посредством его преобразования, результаты которого применимы в качестве критерия истины. Социальный эксперимент – не только метод научного познания, но и важнейший инструмент проверки гипотез на основе фиксации и контроля состояния социального объекта, изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводимых факторов (или задаваемых переменных), дающих возможность наблюдать и измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, а также получать новое знание.
Главное в социальном эксперименте – это специально организованное и научно обоснованное воздействие на социальную группу, коллектив, общность людей или личность, а также на их отношения с целью познать и изменить их жизнедеятельность в желаемом направлении. Такое воздействие принято считать экспериментальным, если им управляют, контролируют его, измеряют и фиксируют, а полученные данные оценивают, обобщают и включают в состав принимаемых решений [27, с. 253]. Ценность социального эксперимента заключается в продуктивности этого метода, так как он дает не только описательную информацию о состоянии и изменениях социального объекта, но и объяснительную – о причинах изменений и возможной динамике их повторений.
Социальный эксперимент, возникший из метода проб и ошибок, в ходе своего эволюционного развития превратился ныне в сложный методологический комплекс с собственной технологией разработки и использования, а также значительным видовым разнообразием. Логика становления и развития социального эксперимента представлена на рис. 39.
Рис. 39. Логика становления и развития социального эксперимента
Из рис. 39 видно, что социальный эксперимент входит наряду с квазиэкспериментом в большое семейство социальных опытов. Между тем, его становление происходило постепенно: вначале человеку приходилось вырабатывать варианты своего поведения под воздействием естественных природных испытаний, а затем эволюция заложила в человеческие сообщества пробы и ошибки, которые постепенно переросли в практические опыты по проверке эффективности различных форм социальной организации. Следующий скачок связан с развитием науки и становлением вначале естественнонаучного эксперимента, а затем и социального научного эксперимента, насыщенного строгой методологией проверки различных гипотез. Наконец, последующее развитие социального познания стало превращать его в мысленный эксперимент, который, по сути, является специфической формой человеческого мышления.
На современном этапе общественного развития технологии социального эксперимента базируются на разработке определенной гипотетической модели рассматриваемого социального явления (или процесса). В нем выявляют основные взаимозависимые параметры и их связи с другими явлениями (процессами). На основе этой модели изучаемое явление (процесс) описывают как систему переменных, среди которых выделяют независимую переменную (экспериментальный фактор), управляемую экспериментатором, которая является гипотетической причиной определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления (процесса), но так как их влияние в этом эксперименте не исследуют, оно должно быть нейтрализовано (или поддержано постоянным).
Экспериментальное доказательство объяснительных гипотез основано, как правило, на логических схемах, разработанных еще в 1843 г. известным английским социологом Дж. Миллем. В социальных науках наиболее часто применяют метод единственного различения, состоящий в сравнении двух сложных явлений, отличающихся лишь тем, что в первом случае есть некоторая гипотетическая причина, а в другом ее нет. Гипотезу, таким образом, считают доказанной, если в первой системе доказательства вследствие воздействия экспериментального фактора наблюдается определенное изменение, которого во второй системе доказательства нет [25, с. 630-631].
Между тем, даже сам Дж. Милль, а также О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие видные социологи фактически отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений, считая последние слишком сложными и изменчивыми для выявления четких причинных зависимостей. Поэтому эксперимент как метод эмпирического исследования применялся до 20-х годов XXв. лишь при изучении природных и искусственных объектов. И только начиная со второй половиныXXв. расширилось применение эксперимента в социальных науках при исследовании различных социальных объектов, явлений и процессов в результате того, что длясоциального эксперимента, как оказалось, характерны следующие весьма важныепризнаки:
возможность предметно-практического преобразования социальных объектов посредством построенного в соответствии с экспериментальной гипотезой импульса;
возможность преобразования социального объекта в сравнительно малых масштабах. Ведь эксперимент имеет смысл тогда, когда можно перенести полученные результаты на идентичные социальные объекты или объекты значительно больших масштабов;
возможность создания контролируемых и управляемых условий, при которых можно замерять, оценивать и контролировать результаты эксперимента;
возможность контроля негативных остаточных деформаций социального объекта как результата воздействия гипотетического импульса. Эксперимент проводят, как правило, при минимуме негативных последствий, а также их компенсации добровольным участникам эксперимента;
возможность регулировать правовые и моральные ограничения при экспериментальном преобразовании социального объекта. Например, нельзя изучать негативные явления социума посредством их воспроизведения в экспериментальных условиях.
Как видно из приведенных характеристик, достоинства экспериментального метода обусловлены его высокой активностью и способностью проникать в сущность социальных явлений и процессов, выясняя при этом их причинно-следственные связи и отношения, что, в свою очередь, порождает его недостатки, которые связаны с опасностью разрушения социальных объектов, а также с возникновением негативных остаточных деформаций вследствие его непродуманного проведения.
Человеческое общество прошло в своем историческом развитии длительный, а иногда и трагический, путь осознания необходимости эксперимента, а главное – взвешенного и осторожного его использования. В современном обществе социальный эксперимент – один из весьма распространенных методов проверки нововведений, накопления социального опыта, совершенствования условий и форм общественной жизни. История человечества неоднократно доказывала тезис о том, что без экспериментальной или опытной проверки новых видов и форм социальной жизнедеятельности невозможно успешное функционирование и поступательное развитие современного общества. Если политики говорят о том, что они против эксперимента, то под этим нужно понимать лишь одно – защиту от внедрения непроверенных инноваций (со всеми их недостатками и пороками) в широкую социальную практику. Если же они говорят о расширении сферы социального эксперимента, то за этим может стоять скрытый "эксперименталистский произвол". Социальная эксперименталистика, таким образом, – очень важная и в то же время весьма ответственная социально-преобразовательная сфера деятельности людей.
В обществе проводится множество социальных экспериментов. Их можно сгруппировать по некоторым классификационным признакам и представить в форме типологической матрицы (табл. 51).
Как следует из табл. 51, по характеру объекта исследования или степени его реальности различаютсяреальные и мысленные эксперименты. Для реального (натурного) эксперимента характерно целенаправленное вмешательство в социальную действительность и проверка объяснительных гипотез посредством планомерного изменения условий социальной действительности. В мысленном (модельном) эксперименте проверке гипотез подвергают не реальные явления, а информацию о них. Как реальные, так и мысленные эксперименты проводятся обычно не на генеральной совокупности объектов исследования, а на их модели (соответственно натурной или знаковой), построенной на базе репрезентативной выборки.
По характеру предмета исследования различают эксперименты, направленные на проверку предполагаемых причинных зависимостей внутри определенной сферы (производства, образования, экономики, политики, культуры и т.п.) или определенного вида социальной деятельности (управленческой, правовой, социально-психологической и др. Выделяют такжесобственно социологические эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различных сфер, видов и аспектов общественной деятельности; их конечная цель – выявить объективные закономерности деятельности того или иного социального субъекта.
По специфике исследовательских задач различаютнаучные иприкладные, проективные и ретроспективные, однофакторные и многофакторные эксперименты. Научные эксперименты нацелены на приобретение нового знания, а прикладные – на получение практического (экономического, социального и др.) эффекта. В преимущественно научном эксперименте основным критерием его результативности является надежность выводов, а в преимущественно прикладном – достижение определенного реального эффекта. Как разновидность научного эксперимента выделяютметодический эксперимент, в котором доминирует функция проверки эффективности приемов и процедур эмпирического исследования. Проективные эксперименты направлены в будущее, а ретроспективные – в прошлое. В первом случае исследователь проектирует проявление определенных следствий, актуализируя некоторые причины, во втором – анализирует информацию о свершившихся событиях и пытается проверить гипотезы о причинах, повлекших эти следствия. Как особую разновидность проективного эксперимента можно выделитьсозидательный эксперимент, который нацелен на проверку проекта принципиально новых управленческих решений. В однофакторном эксперименте проверяют гипотезу о следствиях воздействия одной независимой переменной, а в многофакторном – целого комплекса переменных в их взаимодействии.
Таблица 51
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333