logo
Теория социальных технологий Учеб

1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий

Термин "принцип" в переводе с латинского означает основу, начало. Обычно под принципом подразумевается основное, исходное положение какой-либо теории или учения. В технике под принципом понимают некоторую основу устройства, действия механизма или прибора, в обыденной жизни людей его рассматривают как внутреннее убеждение, определяющее норму их поведения и деятельности. Как бы там ни было, но во всех смысловых контекстах принцип – это сущностная основа строения чего-либо. При этом особенность принципа состоит, прежде всего, в том, что он является активной движущей силой всякой человеческой деятельности.

Таким образом, под методологическими принципами социальных технологий следует понимать наиболее общие правила осуществления социально-технологической деятельности. В этой связи принцип представляет собой исторически выработанное и обобщенное требование к человеческой деятельности, придающее ей определенную направленность, а также указывающее рациональный путь осуществления той или иной деятельности, но отнюдь не сам ее алгоритм.

В человеческой деятельности принципы выполняют несколько весьма важных функций. Во-первых, они указывают на результат деятельности, который должен быть достигнут при ее реализации, выполняя тем самым некоторую программно-целевую функцию.Во-вторых, принципы формируют обобщенные нормативные требования к самой человеческой деятельности, выполняя нормативную функцию.В-третьих, они обеспечивают методологическое содержание человеческой деятельности, выполняя методологическую функцию.

Все многообразие методологических принципов социальных технологий можно подразделить на две группы. Первая группа принципов определяет отдельные этапы жизни социальных технологий, авторая группа характеризует их содержание. Речь здесь идет о том, что социальные технологии в своем развитии проходят несколько этапов – проектирование, конструирование, проверка, внедрение и функционирование. Вместе с тем содержание технологий предопределено целым комплексом принципов их построения, в составе которых выделяют принципы строения общества и принципы строения собственно технологий.

Как видно из рис. 2, принципы строения социальных технологий можно подразделить на два вида: принципы строения социума и собственно принципы технологий. В индустриальном обществе его принципы подчинения социальной сферы производству предопределяют не только масштабы и сущность, но и основные черты социально-технологической деятельности. Например, в авторитарном обществе, которое определяется принципами централизации и иерархии, господствуют централизованные технологии с жестким иерархическим подчинением их звеньев. Принципы же демократического общества ориентируют технологии на децентрализацию, многообразие, укрепление прав человека и т. п.

Что касается принципов различных этапов жизни социальных технологий, то они складываются из принципов проектирования и конструирования, определяющих появление технологий, принципов проверки и внедрения, регулирующих процессы легитимизации технологий, их вхождение в широкую социальную практику, и, наконец, принципов функционирования, представляющих основные правила их текущего функционирования на определенном этапе общественного развития.

Рис. 2. Система методологических принципов социальных технологий

Социальные технологии должны быть выражением таких основополагающих принципов жизнедеятельности общества: эффективности и оптимальности; системности и целеполагания; саморазвития; синергизма и гуманизма.

Принимая во внимание особую важность принципов строения социальных технологий (табл. 6), остановимся на прояснении их сути более подробно. Так,принцип эффективности и оптимальности определяет необходимость технологии, ее социальную сущность и ценность, которые заключаются в том, чтобы сделать социальную жизнедеятельность людей более рациональной и менее затратной. При этом каждая новая технология должна быть более совершенной и оптимальной системой по сравнению с предшествующей.

Принцип целеполагания предполагает не только формулирование обобщенной цели-миссии социальной технологии, ориентированной на решение конкретной социальной проблемы, но и применение своеобразной интеллектуальной технологии, состоящей в декомпозиции цели на подцели, построении дерева целей и экспертном "взвешивании" всех ветвей этого дерева. Этот принцип, таким образом, сводится к целевой проработке технологии, причем не только при ее разработке, но и при диагностике, в процессе которой выясняется расхождение между реальной социальной проблемой и целями социальной технологии. В последнем случае (т. е. при расхождении между проблемой и ее целями) технология перестает решать проблему, реализуя совсем иные цели, а проблема, которую она должна разрешать, начинает накапливаться и деформировать социум. Именно такие люфты между целями и социальными технологиями возникли в бывшем СССР, когда разработанные в 50-х годахXXв. социальные формы перестали отражать реальные проблемы, которые модифицировались и постоянно нарастали. В конечном итоге это предопределило бурные 90-е годы с их революционными потрясениями, изменившими сис­тему целеполагания и ликвидировавшими многие устаревшие формы социальной жизнедеятельности людей.

Таблица 6