1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
Термин "принцип" в переводе с латинского означает основу, начало. Обычно под принципом подразумевается основное, исходное положение какой-либо теории или учения. В технике под принципом понимают некоторую основу устройства, действия механизма или прибора, в обыденной жизни людей его рассматривают как внутреннее убеждение, определяющее норму их поведения и деятельности. Как бы там ни было, но во всех смысловых контекстах принцип – это сущностная основа строения чего-либо. При этом особенность принципа состоит, прежде всего, в том, что он является активной движущей силой всякой человеческой деятельности.
Таким образом, под методологическими принципами социальных технологий следует понимать наиболее общие правила осуществления социально-технологической деятельности. В этой связи принцип представляет собой исторически выработанное и обобщенное требование к человеческой деятельности, придающее ей определенную направленность, а также указывающее рациональный путь осуществления той или иной деятельности, но отнюдь не сам ее алгоритм.
В человеческой деятельности принципы выполняют несколько весьма важных функций. Во-первых, они указывают на результат деятельности, который должен быть достигнут при ее реализации, выполняя тем самым некоторую программно-целевую функцию.Во-вторых, принципы формируют обобщенные нормативные требования к самой человеческой деятельности, выполняя нормативную функцию.В-третьих, они обеспечивают методологическое содержание человеческой деятельности, выполняя методологическую функцию.
Все многообразие методологических принципов социальных технологий можно подразделить на две группы. Первая группа принципов определяет отдельные этапы жизни социальных технологий, авторая группа характеризует их содержание. Речь здесь идет о том, что социальные технологии в своем развитии проходят несколько этапов – проектирование, конструирование, проверка, внедрение и функционирование. Вместе с тем содержание технологий предопределено целым комплексом принципов их построения, в составе которых выделяют принципы строения общества и принципы строения собственно технологий.
Как видно из рис. 2, принципы строения социальных технологий можно подразделить на два вида: принципы строения социума и собственно принципы технологий. В индустриальном обществе его принципы подчинения социальной сферы производству предопределяют не только масштабы и сущность, но и основные черты социально-технологической деятельности. Например, в авторитарном обществе, которое определяется принципами централизации и иерархии, господствуют централизованные технологии с жестким иерархическим подчинением их звеньев. Принципы же демократического общества ориентируют технологии на децентрализацию, многообразие, укрепление прав человека и т. п.
Что касается принципов различных этапов жизни социальных технологий, то они складываются из принципов проектирования и конструирования, определяющих появление технологий, принципов проверки и внедрения, регулирующих процессы легитимизации технологий, их вхождение в широкую социальную практику, и, наконец, принципов функционирования, представляющих основные правила их текущего функционирования на определенном этапе общественного развития.
Рис. 2. Система методологических принципов социальных технологий
Социальные технологии должны быть выражением таких основополагающих принципов жизнедеятельности общества: эффективности и оптимальности; системности и целеполагания; саморазвития; синергизма и гуманизма.
Принимая во внимание особую важность принципов строения социальных технологий (табл. 6), остановимся на прояснении их сути более подробно. Так,принцип эффективности и оптимальности определяет необходимость технологии, ее социальную сущность и ценность, которые заключаются в том, чтобы сделать социальную жизнедеятельность людей более рациональной и менее затратной. При этом каждая новая технология должна быть более совершенной и оптимальной системой по сравнению с предшествующей.
Принцип целеполагания предполагает не только формулирование обобщенной цели-миссии социальной технологии, ориентированной на решение конкретной социальной проблемы, но и применение своеобразной интеллектуальной технологии, состоящей в декомпозиции цели на подцели, построении дерева целей и экспертном "взвешивании" всех ветвей этого дерева. Этот принцип, таким образом, сводится к целевой проработке технологии, причем не только при ее разработке, но и при диагностике, в процессе которой выясняется расхождение между реальной социальной проблемой и целями социальной технологии. В последнем случае (т. е. при расхождении между проблемой и ее целями) технология перестает решать проблему, реализуя совсем иные цели, а проблема, которую она должна разрешать, начинает накапливаться и деформировать социум. Именно такие люфты между целями и социальными технологиями возникли в бывшем СССР, когда разработанные в 50-х годахXXв. социальные формы перестали отражать реальные проблемы, которые модифицировались и постоянно нарастали. В конечном итоге это предопределило бурные 90-е годы с их революционными потрясениями, изменившими систему целеполагания и ликвидировавшими многие устаревшие формы социальной жизнедеятельности людей.
Таблица 6
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333