Часть VI
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глава 14
Содержание социально-диагностической деятельности
14.1. Сущность и виды социальной диагностики
Социальные объекты, явления и процессы функционируют и развиваются лишь на основе постоянных изменений, которые затрагивают не только их структуру, но и качественную специфику. А это, как известно, вынуждает постоянно корректировать их цели, стратегии и технологии, которые устаревают (так как были выработаны ранее) и теряют свою былую эффективность. Возникающее диалектическое противоречие обуславливает необходимость постоянного диагностирования социальных объектов, явлений и процессов. При этом нужно, прежде всего, получить ответы на следующие вопросы: "Что представляют собой социальные объекты и явления или процессы в настоящее время? Как они изменились? Каковы тенденции их будущих и возможных изменений?" – и т.п.
Потребность в социальной диагностике (социодиагностике) особо актуализируется в периоды реформирования и трансформации социальных систем, когда нужно зафиксировать их исходные свойства, а также более точно оценить стартовые условия их перехода в иное социальное качество. В этих условиях возможности социальной диагностики значительно расширяются, так как она дает возможность не только получать нужную для принятия оптимальных решений информацию, но и наблюдать за отмиранием старого, зарождением и становлением нового.
Термин "диагностика" (от гр."diagnostikos" –способный распознавать) пришел в социологию из медицины, где под ним подразумевают: 1) учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; 2) сам процесс постановки диагноза. В этом случаедиагноз –определение существа и особенностей болезней на основе всестороннего исследования больного [4, с. 353]. Что же касается понятия"социальная диагностика", то оно означает процедуру определения и распознавания объекта социального исследования [20, с. 129]. Этот специфический вид человеческой деятельности связан в основном с определением фактического состояния социального объекта в целях последующего корректирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы [36, с. 12]. В широком значении понятие"социальная диагностика" фактически совпадает с понятиями исследования, социальной характеристики и типологизации, а в узком специальном значении это один из видов репродуктивного социального познания, которому свойственны следующиехарактерные особенности.
1. Социодиагностика по своему целевому назначению не является эвристическим, творчески-познавательным процессом, так как в ее задачи не входит поиск и открытие новых законов или тенденций, приращение новых социальных знаний. Ее основное предназначение – подведение явлений социальной реальности под уже известные классы событий, состояний, явлений общественной жизни, а также выявление фактов, признаков и свойств известных, раньше установленных моделей или типов. Более точно, социальная диагностика – это процедура идентификации состояния объекта исследования с определенным классом или типом социальных явлений. Выполняя социодиагностику, ученый, как правило, имеет дело, с одной стороны, с набором известных типологий или классификаций исследуемых явлений, а с другой – с набором отдельных разобщенных фактов (или явлений), объединенных допустимой степенью их латентной взаимосвязи.
Таким образом, процедура социодиагностики состоит в последовательном наложении эмпирической информации на структуру социальных моделей или типов исследуемой социальной реальности и нахождение того варианта, при котором они наиболее адекватно совпадают. Определение класса, типа, вида или модели однопорядковых социальных явлений, признаков и состояний, к которым можно отнести обследуемое явление, завершает процедуру социальной диагностики.
2. Социальная диагностика включает типологизацию признаков и явлений, а также идентификацию эмпирических моделей с теоретическими. Ведь социодиагностика – это, прежде всего процедура последовательных типологизации. Например, если социолог диагностирует состояние предпринимательской деятельности в Украине, то ему приходится иметь дело, как правило, с множеством разнопорядковых типологизации. Вначале ему необходимо сгруппировать типы или модели предпринимательства, которые известны в экономической теории и практике, затем упорядочить и систематизировать эмпирические факты, наблюдаемые в практической деятельности предпринимателей Украины. Процедура упорядочения и систематизации этих фактов может выявить либо явно доминирующий по эмпирическим характеристикам тип предпринимательской деятельности, либо наличие нескольких ее типов, каждый из которых нужно идентифицировать с каким-то типом предпринимательства, описанным в научной литературе. Социодиагностическая практика показывает, что выявленные в ходе исследования эмпирические модели не всегда "вписываются" в какие-либо конкретные теоретические модели.
3. Социальная диагностика как процедура репродукции конкретных социально-научных знаний очень часто соединяется с научным поиском и научным творчеством. Так, если социолог не находит каких-либо аналогов или возможностей для идентификации, то ему не остается ничего иного, как дополнить существующие типологии новым недостающим звеном или даже создать принципиально новые типологии, в рамках которых появляются и новые возможности идентификации эмпирической модели с теоретической.
4. Социодиагностика обеспечивает выполнение наукой ее важнейшей функции – прогностической. Ведь без квалифицированного диагноза не может быть и квалифицированного прогноза, поскольку идентификация социального состояния с определенным типом социальных явлений (состояний) означает, что это состояние соответствует логике (закономерности) функционирования и развития этого типа явлений как такового, в котором прослеживается будущее конкретных, одиночных явлений. Такую особенность социальной диагностики можно сравнить с медицинской диагностикой: поставленный врачом диагноз дает возможность прогнозировать при определенных условиях дальнейшее развитие болезни и ее последствия. Таким образом, диагноз, поставленный социологом, также дает серьезные основания для вероятностного прогноза.
5. При определении социального диагноза наблюдается достаточно высокая степень родства социальной реальности с ее субъективными оценками. Такое родство может означать существенное влияние на диагноз идеологических или идейно-политических позиций ученых. Например, на основе одних и тех же фактов кризисного состояния экономики страны (или общества в целом) ученые левой ориентации и либерально-демократических взглядов могут поставить совершенно различные, а иногда даже противоположные социальные диагнозы. Избежать такой ситуации бывает очень сложно. Придать социодиагностике научный характер возможно, либо совсем избежав оценок, либо сделав их объективными. В последнем случае от социолога требуется, прежде всего, интеллектуальная честность, а также познавательный акцент на эмпирические основания и исчерпывающую логику научной аргументации.
Феномен объективной оценки в социальной диагностике очень часто приобретает форму дихотомии, когда все исследуемые социальные явления, признаки, процессы и состояния диагностируют расчленением их объективной общественной значимости, исходя из двух полярных оценок: как чего-то позитивного (полезного, важного и необходимого для всех) и негативного (вредного, неважного и ненужного). Дихотомия объективных оценок в диагностике социальных явлений имеет достаточно широкий спектр противоположностей: прогрессивные и реакционные явления, общественно полезные и общественно вредные, нормальные и аномальные, социально здоровые и социально патологические, функциональные и дисфункциональные, конструктивные и деструктивные, легитимные и нелегитимные, моральные и аморальные, нормативно-законные и девиантные и т.п. Социальная диагностика, осуществляемая на основе такого дихотомического принципа, привлекает простотой и категориальностью своих выводов, однако она имеет смысл лишь при условии объективности, самокритичности и ответственности социолога-исследователя.
Наряду с вышеизложенным, углубленному пониманию сущностно-содержательных аспектов социальной диагностики способствует также ряд концептуальных подходов, которые достаточно широко используемых социологической наукой. Припервом подходе социодиагностику рассматривают как некоторую процедуру выявления отклонений социального объекта от принятых норм. Становление этого подхода обусловлено влиянием медицины и геологии, в которых диагностику применяют для выявления болезней или геологических аномалий.
С точки зрения второго подхода социодиагностика –это способ выявления проблем. Проблемная диагностика в этой связи освещена идеями прагматизма, рационализма, исследования операций, а также диагностическими процедурами управленческого консультирования. В отличие от первого подхода, в этом случае она предпочитает "работать" скорее со здоровым социальным организмом, чем с больным.
Третий подход можно назвать органическим или системным. При немсоциальную диагностику рассматривают как способ выявления целостности социальной системы. В этом случае социодиагностика является методом работы с целостными (системными) объектами, которые могут восстанавливать и компенсировать утраченные элементы и функции.
При четвертом подходе социодиагностика –это способ выяснения соответствия социального объекта его идеалу или отклонения от него. Диагностику идеала, на наш взгляд, не следует рассматривать только как уродливое явление недавнего прошлого, когда вся общественная жизнь пребывала под воздействием утопических идеалов. Идеал – важнейший атрибут современного цивилизованного общества. По сути, это некоторая совершенная модель социального объекта или процесса.
И, наконец, при пятом подходе социальную диагностику трактуют как способ определения ценности и значимости социального объекта, явления или процесса. Ценностная (аксиологическая) диагностика пронизана идеями аксиологии и теории оценок, ведь актуальность и сущность социальной диагностики зависит от характера общественного развития. Например, в традиционном обществе диагностическая деятельность лишь выявляет отклонения от социального типажа, а в современном постиндустриальном обществе она имеет иную направленность и ориентирована на выявление проблем и продвижение нововведений. Ныне, когда наметились пути выхода украинского общества из структурного кризиса, потребность в социодиагностике особенно обострилась, поскольку постоянно приходится решать два вида проблем: 1) квалификации социальных болезней; 2) выяснения эффективности социальных нововведений. Каждый из рассмотренных концептуальных подходов, используемых при определении сущности социальной диагностики, имеет как свои достоинства, так и недостатки, а также возможности построения технологических моделей и схем социальной диагностики. Концептуальное разнообразие социальной диагностики приводит к тому, что ее научная классификация только формируется. Обобщая уже известные типологии по таким признакам, как основные характеристики, виды социальных объектов и концепций, предмет социодиагностики, типы подходов к формированию нормы, а также степень формализации, можно предложить такую классификацию видов социальной диагностики (табл. 46).
Из табл. 46 видно, что по объекту, на который направлена диагностика, ее классифицируют на медицинскую, техническую, психологическую, социальную, экономическую и управленческую. В диагностической практике чаще всего применяют социальную, экономическую и управленческую диагностику.
По предмету диагностики, т.е. диагностируемому аспекту объекта, выделяют диагностику состояний, проблем, ситуаций и процессов. Диагностика состояний ориентирована на стационарные характеристики объекта; диагностика ситуаций осмысливает некоторую совокупность событий; диагностика проблем сосредоточена на противоречиях и способах их разрешения, а диагностика процессов, или процессуальная, – на осмыслении и оценке закономерностей и динамики развития социальных процессов.
В практике управления довольно часто используют диагностику ситуаций. По сути, она сводится к типологизации проблемных ситуаций, выделению их существенных признаков и оценке перспектив их развития. Далее подробно характеризуют все стороны проблемной ситуации, чтобы из содержания этого типа ситуаций "выловить" все параметры конкретной проблемной ситуации.
Таблица 46
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333