11.1. Эволюция информационных технологий
Эволюцию цивилизации можно рассматривать как эволюцию информационных технологий. Впервые достаточно аргументированно этот тезис обосновал украинский ученый В. Глушков, выделивший три типа информационных технологий, которые соответствуют трем важнейшим этапами их эволюционного развития.
Первый этап развертывался из глубин человеческой истории до возникновения письменности. Это эпоха вербальной информации, которая передавалась в основном из уст в уста. Ее основными инструментами были мозг, язык и слух. Коммуникация сводилась к простой схеме: придумал – рассказал – выслушал. Для того чтобы иметь много сторонников, необходимо было превратиться в странника, кобзаря или пророка. Скорость передачи информации на этом этапе сводилась к скорости пешехода или колесницы. Социальное время в таком традиционалистском обществе тянулось очень медленно, а его обновление также происходило низкими темпами. Научные произведения создавались относительно редко и могли сравнительно долгое время удерживаться в одной голове.
Второй этап ознаменован изобретением письменности. Именно в этот период началась эра бумажных информационных технологий, в которой выделяют две эпохи. Разделительным рубежом этих эпох стало изобретение книгопечатания. В докнижную эпоху уже не нужно было ходить самому и разносить свои идеи, а можно было написать письмо и отправить его нарочным. В книжную эпоху информацию начали тиражировать, что сказалось практически на всех ее свойствах. Всесильным носителем информации стала бумага (технологии стали бумажными). Сугубо бумажная цивилизация существовала практически вплоть до началаXXст., когда был сделаны выдающиеся открытия в науке и технике. Среди них выделяются, прежде всего, такие важные технические изобретения, как фотография, телефон, радио и телевидение, которые дали возможность создать интегральное средство работы с информацией – компьютер.
Третий этап развития информационных технологий связан с появлением компьютера. Информатизация на этом этапе уже обладает широким набором средств коммуникации и предполагает формирование информационной культуры (инфосферы). Это ставит перед людьми новые проблемы – массовой компьютерной грамотности, соответствующей психологической подготовки. Человек в процессе информатизации на этом этапе значительно изменил свое мировоззрение, а также представление об обществе, природе и самом себе. Социум также приобрел новые измерения духовной и материальной культур, в результате чего темпы его развития стали более динамичными и масштабными.
Современные информационные технологии, в отличие от предыдущих традиционалистских технологий, наделены такимиособенностями.
1.Они становятся основным источником благополучия общества, в результате чего появляются три основных способа, которыми общество может увеличить свое национальное богатство: а) посредством постоянного накопления капитала; б) военных захватов и территориальных приращений; в) использования новых технологий, которые переводят интеллектуальный потенциал общества в основные его ресурсы. Вследствие высокого уровня развития технологий в постиндустриальном обществе перевод интеллекта в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства, и происходит он главным образом посредством информационных технологий.
2. Современные информационные технологии имеют достаточно высокую производительность и эффективность в аспекте обеспечения всех составляющих информационного процесса: производства, передачи, хранения и переработки информации.
Их используют не столько в "чистой" информационно-компьютерной форме, сколько в виде интегральных технологий, которые соединяют в себе достижения в области как компьютерной техники и программирования, так и управления, социологии, психологии и других научных областях человеческого знания.
Современные информационные технологии приобретают глобальный и тотальный характер. Глобальность информационных технологий означает охват практически всего мирового сообщества информационно-компьютерными сетями и созданием мирового информационного пространства, которое преодолевает пространственно-временные барьеры в международном общении между людьми. Тотальность этих технологий порождает опасность полного контроля за информационными ресурсами как отдельного человека, так целых стран и народов.
Они существенно воздействуют на все сферы и стороны жизнедеятельности человека, общества, качественно изменяя все наработанные ранее социальные технологии: общения, обучения, принятия решений и т. п. Современные информационные технологии приводят к возникновению информационного рынка и социально-информационной экономики, появлению информационных войн и качественному изменению образа жизни людей, их жизненных ценностей и идеалов.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333