Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
Наименование | Основатель | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
Теория смены способов производства, теория революционных кризисов | К. Маркс | Кризис – закономерный результат развития способов общественного производства, а также смены общественно-экономических формаций. Таким образом, кризис создает предпосылки социальной революции и сам является важнейшей ее предпосылкой |
Теория ноосферы | В. Вернадский | Кризисы – процессы нарушения ноосферы |
Теория экономических циклов, или "длинных волн" | Н. Кондратьев | В развитии мировой экономики наблюдаются циклические волны конъюнктуры, спадов и подъемов, которые порождают кризисные явления |
Теория системных кризисов | А. Богданов | Кризис – закономерный процесс преобразования системы |
Теория этногенеза | Л. Гумилев | Этнос проходит в своем развитии следующие фазы: пассионарного толчка, динамического подъема, перегрева системы, надлома этноса, инерции (распада), "золотой осени" (застоя), обскурации (или деградации), регенерации и мемориальную фазу. Кризис – эта специфическая фаза этногенеза, совпадающая с перегревом, надломом и распадом этноса |
Теория циклов солнечной активности | А. Чижевский | Циклическое развитие солнечной активности задает обществу космический ритм развития, когда максимум активности порождает кризисные процессы и явления социума |
Теория социокультурной динамики | П. Сорокин | Развитие общества – это взаимодействие волн чувственной, умозрительной, идеалистической и других культур. Кризисы вызывает исчерпание созидательных начал одной культуры и смена ее другой культурой |
Теория эволюции цивилизации | А. Тойнби | История насчитывает 19 цивилизаций, каждая из которых проходит этапы вызова среды, роста, надлома, распада, краткого преображения и возрождения, продолжения распада, возникновения статических, "задержанных" народов. Кризис совпадает с фазой надлома и распада |
Кризис – это закономерное состояние развития всякой социальной системы, которое формируется на предыдущих ее этапах. Социальный кризис не "падает с неба", если исключить из рассмотрения последствия для общества космических и экологических катастроф, а спонтанно складывается в самом общественном организме.
Кризис –это ослабление жизненных сил социальной системы, ее неспособность сохранять состояние равновесия, а также достигать ранее поставленные цели. Система, таким образом, утрачивает свою миссию и оказывается недееспособной, т. е. неспособной к целеполаганию. Отдельные ее подсистемы и элементы отклоняются от цели и формируют свои цели либо живут "бесцельно", так что миссия системы становится декларативной и теряет свою социальную опору. Система начинает "плавиться", утрачивать свою прежнюю целостность. Все эпохи социальных кризисов обычно характеризовались общей "расслабленностью" населения – ростом эгоизма, стремления к наслаждению, роскоши и т. п.
Кризис – этодиалектическое единство двух процессов: разрушения и созидания. Из-за него разрушаются одни элементы, структуры и функции системы и возникают другие. В реальной жизнедеятельности общественных систем наблюдаются различные соотношения между процессами разрушения и созидания. Условно можно выделить три варианта: 1) доминирование созидательных процессов; 2) некоторое равновесие между разрушением и созиданием; 3) доминирование разрушительных процессов.
Кризис нельзя рассматривать как сугубо негативное явление. Эту мысль достаточно убедительно сформулировал российский исследователь Ю. Яковец, который пишет: "Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем три важнейшие функции: 1) резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы; 2) расчистку дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла; 3) испытание на прочность и передачу в наследство тех элементов системы (обычно это одновременно сохраняющиеся элементы надсистемы и суперсистемы), которые аккумулируются, накапливаются и переходят в будущее (иногда частично модифицируясь)" [40, с. 288].
По всей видимости, кризис, с одной стороны, создает наиболее благоприятные условия для социальных мутаций, а с другой –обеспечивает преемственность инаследование форм социальной системы в процессе развития. Чем глубже и разрушительнее кризис, тем сильнее он воздействует на генетическое ядро социальной системы и тем серьезнее будет потребность перестроить систему. Если же кризис, как ветер, проносится над верхушками деревьев, то система "отделывается лишь легким испугом", почти полностью восстанавливаясь.
Кризис – не только неизбежная, но и необходимая фаза развития социальной системы. Он соединяет в себе угасание прежнего качества системы и появление нового ее качества. Если определить точнее, то суть кризиса составляет безвременье в системе, когда старая система уже исчезла, а новая еще не появилась. Довольно часто наилучшей категорией для характеристики природы кризиса является понятие хаоса. Поэтому не случайно на Руси социальный кризис именовали зачастую "смутным временем".
Кризис – это еще и важный этап перестройки социальной системы, обретения ею устойчивого вектора продвижения к своему новому качеству. Поэтому он является неизбежной фазой обновления социальных систем. Инновационный подход к пониманию природы кризиса гораздо продуктивнее "катастрофического", ибо последний проповедует спасение, а инновационный подход ориентирует на деятельность по сознательному обновлению системы и тем самым ускорению ее выхода из состояния качественной неопределенности.
8. Кризис – конкретно-историческое явление, которое развивается вместе с развитием цивилизации. Если кризисы аграрных обществ охватывали преимущественно сферу сельского хозяйства и приводили к голоду, а кризисы промышленных обществ останавливали производство товаров и были товарными, то кризисы постиндустриальных обществ будут охватывать сферы информации и человеческого интеллекта. Вместе с цивилизацией происходит развитие экологических, политических, религиозных, ментальных и других кризисов, которые придают качественно иную специфику современной эпохе.
9. Социальный кризис в современном понимании – это весьма сложное комплексное явление, охватывающее всю социальную систему как полиструктурное и полифункциональное образование. Важнейшие характеристики социального кризиса – сфера проявления, масштабы, степень охвата социального объекта или процесса, факторы порождения, характер поражения системы, последствия для общества и др.
Как видно, современная наука трактует кризисные явления как не только сложный и полифункциональный социальный феномен, но и важнейший атрибут развития современного общества. При этом в ходе исторического развития современной цивилизации было множество кризисных явлений, классификация которых (табл. 30) дает возможность глубже прояснить их природу, характерные особенности и свойства, а также определить наиболее эффективные способы их преодоления и использования в качестве ускорителя общественных изменений.
Таблица 30
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333