11.4. Информационно-аналитические технологии
Информационно-аналитическая деятельность и ее технологии становятся важнейшей характеристикой современного общества. Это обусловлено довольно вескими обстоятельствами. Во-первых, происходит усложнение всех социальных объектов и процессов, каждый из которых представляет собой сложные, сверхсложные, полиструктурные, полифункциональные и динамические социальные системы. Во-вторых, современное общество имеет значительный инновационный "тонус". Оно непрерывно изменяется, не оставаясь постоянным на длительных этапах развития. Поэтому нужно постоянно обновлять устоявшиеся схемы его понимания. В-третьих, в жизни современного человека постоянно увеличивается количество разнообразных факторов, которые влияют на ход событий, т.е. жизнедеятельность людей носит все более динамический и ситуативный характер. В-четвертых, в социальном управлении человек все чаще сталкивается с весьма сложными проблемами, которые необходимо решать. Однако довольно часто просто невозможно делать это в автоматическом режиме, поскольку эти проблемы помимо типических черт характеризуются своей неповторимостью, из которой следует потребность неоднозначного их решения.
В результате названных и целого ряда других обстоятельств информационно-аналитическая деятельность и ее технологии становятся чрезвычайно разнообразными. Несмотря на то, что такая деятельность ведется издавна, классификация ее видов в современном науковедении еще полностью не сложилась. Это связано с тем, что она стала профессиональной лишь в XXст., когда во многих странах мира возникли интеллектуальные корпорации ("фабрики мысли"), а также информационно-аналитические отделы и службы в органах государственной власти и управления, в компаниях, банках, политических партиях и общественных организациях. Такая классификация, на наш взгляд, должна быть основана на принципах многовекторности и системности. При этом основаниями классификации могут быть тип анализируемого объекта, специфика научной сферы, используемые методы, уровень познания и место, занимаемое им в познавательном процессе (табл. 34).
В этой классификации некоторые виды анализа, выделенные по первому и второму основаниям, пересекаются. Например, экономический анализ выделяют и по объекту анализа, и по отрасли науки. Однако смысл классификации по этим двум основаниям заключается в том, что первое основание открывает объектный мир анализа, который накладывает существенный отпечаток на аналитическую деятельность, а второе указывает на научный патронат анализа, т. е. его развитость в пределах той или иной отрасли научного знания. Подобные пересечения можно наблюдать и по остальным основаниям классификации. С одной стороны, это показывает сущностный характер выделенных признаков классификации, а с другой – обнаруживает определенные языковые затруднения в обозначении оттенков и граней, отличающих один вид анализа от другого, а также сходного с ним по названию.
При этом информационно-аналитическая деятельность и ее технологии реализуют, как правило, посредством применения конкретных методов или способов аналитической деятельности, которые представляют собой частные технологии (табл. 35).
Выбор того или иного метода познавательно-аналитической деятельности зависит от уровня и вида анализа изучаемого объекта, явления или процесса, а также от уровня квалификации исследователя (аналитика).
Хотя технологии аналитической деятельности и ее методов довольно разнообразны, все они имеют общие блоки операций, которые составляют определенную модель универсальной технологии анализа. Как видно из рис. 30, в технологии аналитической деятельности сначала определяют объект, предмет и проблему, формирование которых характерно для любой исследовательской деятельности, в том числе и аналитической. Последующий шаг направлен на построение идеальной модели объекта и предмета, что обеспечивает создание нормативной базы для аналитической деятельности. После этого можно приступать к выдвижению различных гипотез, чтобы более предметно осмыслить анализируемую проблему.
Следующий шаг сводится к определению типа или вида анализа. По сути дела, он представляет собой обращение к предложенной выше классификации аналитической деятельности. Выбор типа анализа предопределяет другой выбор – конкретных методов аналитической деятельности, что также предполагает обращение к соответствующей их классификации. Затем следует применить выбранные методы к предмету исследования в аспекте проверки гипотез. Завершается технологическая модель аналитической деятельности формулировкой аналитических выводов и разработкой соответствующих рекомендаций.
Дать развернутую характеристику всех видов аналитической деятельности, приведенных в табл. 35, и ее технологий не представляется возможным, так как для этого необходимо специальное научное исследование. Поэтому остановимся более подробно на характеристике тех из них, которые наиболее широко распространены в научно-практической аналитической деятельности и оказывают существенное влияние на развитие социальных технологий. Именно эти основные виды анализа (табл. 36), которые отличаются значительной динамикой развития и представляют собой более частные технологии аналитической деятельности, определяют ныне содержание различных видов профессиональной аналитики.
Таблица 34
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333