Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
Основание классификации | Виды социальной деятельности и их характеристика |
1 | 2 |
Степень технологизации | • Технологическая, осуществляемая по четко разработанной технологической схеме; • нетехнологическая, осуществляемая в свободном режиме |
Тип обработки предмета деятельности | • Интеллектуальная, предполагающая процесс познания, мышления или производства мысли, образов (мысленную обработку предметов); • предметно-практическая, предполагающая производство определенных предметов посредством орудий труда (предметную обработку предметов) |
Характер воздействия на объект деятельности | • Созидательная (конструктивная), направленная на создание или производство чего-либо; • разрушительная (деструктивная), имеющая своей целью разрушение или уничтожение чего-либо |
Наличие управленческого начала | • Исполнительская, предполагающая исполнение отдельных функций, заданий или операций; • управленческая, предполагающая проектирование, организацию, координацию и мотивацию действий людей, т. е. управление ими |
Структура деятельности | • Простая, представляющая собой выполнение относительно простых действий; • сложная, состоящая из некоторой совокупности или целого комплекса простых действий |
Степень оптимальности | • Оптимальная, дающая наивысшие результаты при оптимальном расходовании ресурсов; • неоптимальная, предполагающая достижение определенного результата за счет значительных затрат ресурсов |
Наличие творческого начала | • Творческая, ориентированная исключительно на создание новых ценностей или решение новых и сложных задач; • нетворческая, ориентированная в основном на воспроизводство имеющихся ценностей или решение тривиальных задач |
Степень реальности | • Реальная, представляющая собой преобразование социальной реальности (объектов, процессов или явлений); • игровая, представляющая собой имитацию реальной социальной деятельности |
Характер и направленность вектора действия | • Действие — простое единичное воздействие субъекта на объект деятельности; • противодействие — воздействие, направленное против; • противоборство — система из двух противодействий; • миротворчество — целеориентированные действия, направленные на снятие противоборства в той или иной деятельности |
Наряду с выделением видов технологизации социально-преобразовательной деятельности важнейшим ее компонентом является структурный, представляющий собой определенный порядок построения этой деятельности. Структура социально-преобразовательной деятельности как совокупность устойчивых связей между ее основными элементами, обеспечивает, таким образом, ее целостность и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Рис. 10. Структура социально-преобразовательной деятельности
Как видно из рис. 10, социальная практика – достаточно сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта социально-преобразовательной деятельности. Сущностную основу этого взаимодействия составляют управляющие воздействия по каналам прямой и обратной связи. Объект деятельности является основой социальной практики. По каналам обратной связи он передает субъекту информацию, необходимую для осмысления проблем объекта. Затем по каналам прямой связи субъект деятельности с помощью управляющих воздействий приводит объект в соответствие со своими интересами и потребностями, для этого формируя цель на основании проблемы, а также изыскивая средства и выполняя при этом необходимые действия по преобразованию объекта. Объектами социально-преобразовательной деятельности бывают, как правило, различные социальные явления, институты, отношения, общности, группы и процессы.
Существует и другая, расширенная версия структуры социально-преобразовательной деятельности, рассматривающая ее в виде деятельностной системы, в которую входят: 1) объект деятельности; 2) ее субъект; 3) средства деятельности; 4) сама деятельность, которая состоит из совокупности социальных действий; 5) внутренние и внешние условия деятельности; 6) ее цели и результаты. Эта версия, на наш взгляд, более продуктивна, так как включает как обязательные структурные элементы деятельности ее условия (внутренние и внешние) и результаты. Вместе с тем социально-преобразовательную деятельность можно сравнить со своеобразным айсбергом, одна часть которого находится на поверхности, т. е. в социуме, а другая – во внутреннем мире действующего субъекта. Первая ее часть, внешняя, характеризуется социальными преобразованиями, а вторая, внутренняя, представлена целями, ценностями, мотивами и установками людей. При этом от внутренней, т.е. скрытой от глаз, составной части этой деятельности, зависит внешняя ее часть.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333