logo
Теория социальных технологий Учеб

15.3. Технологии социального прогнозирования

Технологии социального прогнозирования –это разновидность диагностических технологий, направленных на выяснение перспектив и построение моделей будущего развития общества (или его подсистем), а также методов достижения этих целей.

Термин "социальное прогнозирование" (от гр."prognosis" –предвидение, предсказание) используют в нескольких значениях.В широком смысле социальное прогнозирование это разработка прогнозов, т.е. вероятностных суждений о состоянии каких-либо социальных явлений в общественных науках (в отличие от прогнозов в естественных и технических науках).В узком смысле под социальным прогнозированием подразумевают специальное научное исследование конкретных перспектив развития социальных объектов, явлений или процессов, преимущественно с качественными оценками и указанием определенных сроков их изменения [25, с. 414]. Социальное прогнозирование как одна из форм конкретизации предвидения в социальной сфере тесно связано с социальным планированием, программированием, проектированием и управлением. Обычно в социальных науках принято выделять такие виды прогнозирования: краткосрочное – на 1-2 года, среднесрочное – на 5-10 лет, долгосрочное – на 15-20 лет и сверхдолгосрочное, которое охватывает временной интервал от 50 до 100 лет.

Представления людей о своем будущем сформировались в процессе длительного развития цивилизации. Уже в первобытном сообществе возникли первые способы предвидения будущего в виде различных гаданий и ритуалов предсказания судеб людей. В качестве инструментов таких протопредсказаний использовали различные предметы: звезды, кости, внутренности животных и т.п. В прошлую эру и 1-е тысячелетие н.э. сложились в основном две прогностические парадигмы: 1)индуистско-буддистско-джаннистская, согласно которой развитие идет в виде постоянной смены циклов рождения, сотворения и гибели; 2)иудаистско-христианско-мусульманская, в соответствии с которой развитие происходит от сотворения мира Богом до наступления конца света и перехода в вечное состояние блаженства для праведников и в состояние мук для грешников [23, с. 27-32].

В древних обществах стремление людей хотя бы частично приоткрыть окно в будущее и разглядеть свою судьбу приводило к тому, что предвидение постепенно приобретало институциональный и поисковый характер. Ни одно событие в древности не свершалось без консультаций со жрецами-предсказателями, астрологами, вещунами, колдунами или различными "прогностиками". В Древней Греции, например, очень популярным был Дельфийский оракул, за советом к которому приходили не только вожди, архонты и воины, но и обыкновенные граждане, прежде чем принять ответственное, судьбоносное решение. Наиболее известным предсказателем всех времен и народов по праву был Мишель Нострадамус, предсказавший практически все основные события не только своего века, но и последующих.

Анализ исторического развития различных видов социального прогнозирования показывает, что оно имеет значительную специфику в каждой из общественных научных дисциплин в зависимости от целей, задач и особенностей последних. Однако есть и важные общие черты, отличающие его от научно-технического прогнозирования. Важнейшая из них – относительно высокая интенсивность обратной связи между прогнозированием и управлением, а точнее – между предсказанием и решением, целеполаганием, действием.

В естественных и технических науках (в отличие от общественных) эта связь незначительна, а зачастую ничтожна. Там объекты принципиально не поддаются (или поддаются в очень небольшой, незначительной мере) социальному управлению, т.е. видоизменению посредством действий на основе решений-целей, в том числе и с учетом прогноза. Поэтому в естественных и технических науках прогнозирование возможно лишь в форме безусловных предсказаний с целью приспособить определенные действия к ожидаемому состоянию объекта.

Напротив, в общественных науках эта связь настолько существенна, что она в состоянии приводить к самореализации или саморазрушению прогноза с помощью человеческих действий. Например, предсказание катастрофы, с одной стороны, может вызвать панику и действительно обострить социальную ситуацию, а с другой – способствовать своевременному вмешательству и ликвидации угрозы. В социальном прогнозировании очевидна бессмысленность безусловных предсказаний, поэтому ему свойственна методологическая ориентация главным образом на разработку сугубо условных предсказаний, т.е. нацеленных на повышение уровня объективности прогнозов и, следовательно, повышение эффективности не только решений, но и управления социальными процессами в целом.

Такие условные предсказания вырабатываются на основе прогнозов двух типов: 1) поисковых, направленных на определение возможных состояний социального явления в будущем экстраполяцией наблюдаемых тенденций при условии абстрагирования от решений, которые могут видоизменить эти тенденции (целевыявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления); 2)нормативных, дающих возможность определить альтернативные или оптимальные пути и сроки решения социальных проблем, как правило, на основе заранее заданных критериев оптимума. Практика социального прогнозирования на основе такой методологической ориентации показала исключительно высокую эффективность подобных технологических разработок в смысле повышения обоснованности целей, планов, программ и организационных решений. Однако современная прогностика (как наука о законах и способах разработки прогнозов), несмотря на свою молодость, насчитывает множество разновидностей прогнозов, которое с каждым годом растет. Тем не менее, основные виды прогнозов, классифицированные по разным основаниям, можно представить в форме табл. 54.

Методология социальных прогнозов будущего развития цивилизации определяется не только социально-психологическими характеристиками и ценностными ориентациями исследователей и ученых. Поэтому имеются как крайне пессимистические, так и оптимистические представления о перспективах человека и человеческого общества. В этой связи, рассматривая перспективу общественного развития, современные футурологи акцентируют свое внимание на десяти основных трендах, которые будут определять развитие передовых стран на ближайшие десятилетия. Среди них выделяют следующие переходные процессы: 1) от постиндустриального общества к информационному, основанному на доминировании производства информации и знаний; 2) от "высокой технократической технологии" к "высокой гуманистической технологии", ориентированной прежде всего на человека и его интеллектуальное и духовное развитие; 3) от национальной экономики к взаимозависимой глобальной (планетарной); 4) от краткосрочного планирования и управления к долгосрочному и сверхдолгосрочному; 5) от централизации к децентрализации в экономике, политике и других сферах социальной жизнедеятельности; 6) от институционального обеспечения населения к его "самообеспечению" и "самозанятости"; 7) от "репрезентативной демократии" к "демократии участия"; 8) от иерархических "вертикальных" социально-экономических структур управления к массовым "горизонтальным" структурам управления; 9) от ориентации на проживание в больших городах к ориентации на проживание в малых и средних; 10) от двухальтернативного выбора в принятии важнейших решений к многоальтернативным выборам и решениям. Эти тенденции стали особенно заметными в передовых обществах уже в 70-х годах XXв., развитие которых в значительной мере начала определять экономика, основанная на информационных технологиях. Усложнение социальных технологий и ныне продолжает ускорять процесс перехода от национальной экономики к планетарной, от краткосрочного планирования и управления к долгосрочному и сверхдолгосрочному, от централизации социально-преобразовательной деятельности к децентрализации.

Проблема децентрализации все больше охватывает не только сферу политики, бизнеса, культуры, но и сферу власти, которая перемещается из центра в регионы. Наряду с этим и социальная жизнь все больше начинает ориентироваться на принципы низового уровня. В этих условиях у человека (учитывая децентрализацию) появляется все более широкий диапазон выбора, причем возникающая микроэкономика только усиливает эти тенденции. Одним словом, общество движется по пути от представительной демократии к демократии непосредственного участия, которая по своей сути обретает ярко выраженный неформальный характер и все больше становится персонифицированной и деятельной. Происходит также быстрый динамический переход от жесткой иерархии социальных структур к сетевой или сотовой организации, что дает возможность не только принимать решения лишь на основе обсуждений и коллегиальности, но и формировать у людей корпоративную солидарность и культуру. Такие процессы влекут многообразие форм в сфере искусства, религии, культуры в целом, дифференциацию которых усиливает этническое многообразие. При этом на смену автоматическому и хаотическому прогрессу приходит осознанный и целенаправленный социальный прогресс, определяемый людьми на основе многофункциональных технологий социального прогнозирования. По сути, весьма значительно возрастает роль, и расширяются функции социальных прогнозов в дальнейшем развитии общественных систем. Это дает возможность не только достаточно эффективно организовать жизнедеятельность людей по достижению желаемого будущего, но и своевременно упредить наступление нежелательных событий в будущем. Все функциональное разнообразие социального прогнозирования, которое существенно влияет на разработку его технологий, представлено в табл. 55.

Социально-прогностическая деятельность и ее технологии, выполняющие разнообразные функции в обществе, базируются, как правило, на использовании тех или иных методов социального прогнозирования. Вообще методы социального прогнозирования основаны на трех основных взаимосвязанныхспособах получения прогностической информации о будущем. Во-первых, этоэкстраполяция –перенесение в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых, в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны.Во-вторых, этоэкспертиза (экспертный опрос) возможного или желательного в будущем состояния социального явления или процесса.В-третьих, этомоделирование прогнозируемых социальных явлений или процессов (здесь под моделью понимают всякое условное и упрощенное для удобства исследования схематическое представление об объекте прогноза: как упорядоченной совокупности показателей, сценарии возможного или желаемого развития событий и т.п. вплоть до строго формализованных математических моделей) [25, с. 283]. Эти способы социального прогнозирования выделяют в некоторой степени условно, ибо они образуют органическое единство. Например, любая экстраполяция (логическая или статистическая) представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка – это, прежде всего экстраполяция какого-то модельного представления, а любая прогнозная модель заключает в себе как экстраполяцию, так и оценку.

Все методы прогнозирования (а их только в социальном прогнозировании свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различные комбинации элементов перечисленных выше трех способов получения информации о будущем. Некоторые из этих методов являются общенаучными, например прогнозирование по аналогии (логическая экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитического или синтетического характера и др.

Таблица 54