logo
Теория социальных технологий Учеб

Классификация социальных проектов и их характеристика

Основание классификации

Характеристика видов социальных проектов

1

2

Тип моделируемого объекта

Институциональный, направленный на моделирование социального института;

процессуальный, ориентированный на отражение социальных процессов;

организационно-управленческий — определенный замысел относительно развития организационно-управленческой системы;

деятельностный — модель будущей социальной деятельности

Характер отражения объекта

Одноаспектный, затрагивающий конструирование лишь одной из сторон функционирования социального объекта;

комплексный, предусматривающий конструирование социального объекта в целом, т.е. всех его сторон

Степень масштабности объектов

Микропроект, отражающий конструирование микросоциальных явлений и процессов;

макропороект, отражающий конструирование макросоциальных явлений и процессов

Степень инновационности

Радикальный, отличающийся принципиальной новизной отражения всех аспектов социального объекта;

комбинированный, сочетающий в себе инновационные и традиционные формы и решения;

проект совершенствования, предполагающий частичное изменение состояния социального объекта до определенного качественного предела

Способ представления

Программа — документ, отражающий содержание и план деятельности, т.е. выбор и обоснование целей, а также способов их достижения с помощью опреде­ленных действий на основе использования ресурсов; прогноз – логико-схематическая или математическая модель желаемого будущего и методов его дости­жения;

план — формальный документ, связывающий цели, время, ресурсы, действия, результат деятельности и предусматривающий ход развития социального объекта;

инструкция — нормативный документ, регламенти­рующий социальную деятельность;

описание — формализованное изложение совокупно­сти системных характеристик социального объекта;

сценарий — детальное описание порядка и последо­вательности действий, направленных на достижение желаемого состояния социального объекта;

методика — совокупность технических приемов и методов целесообразного осуществления какой-либо деятельности;

модель — некоторая логическая, схематическая или математическая система отражения объекта или про­цесса с определенной структурой и механизмами функционирования

Из табл. 58 следует, что по типу моделируемого объекта целесообразно выделять институциональные, процессуальные, организационно-управленческие и деятельностные социальные проекты как основные элементы общественной системы.

По характеру отражения объекта выделяют одноаспектные и комплексные социальные проекты. Первую разновидность проектов применяют чаще всего для усовершенствования каких-либо элементов или сторон социальных объектов, а также для преодоления некоторых недостатков и использования передового опыта. Вторая разновидность предпочтительнее в случае целостного и комплексного преобразования объектов. Значительное разнообразие видов социальных проектов дает такое основание, какформа их представления. По этому признаку выделяют такие проекты: программы, прогнозы, планы, инструкции, описания, сценарии, методики и собственно модели. Такие социальные проекты отличаются друг от друга не только по форме, но и по внутреннему содержанию, т.е. способу представления. Кроме того, они разнятся спецификой применения в социальной практике.

По инновационному потенциалу, или степени инновационности, различаюттри вида социальных проектов. К первому относят принципиально новые проекты, удовлетворяющие принципу кардинальности. Такие социальные проекты, как правило, не имеют аналогов на практике, но именно они обеспечивают быстрое обновление общественной системы и ее элементов.Ко второму виду проектов относят модификации или комбинации уже имеющихся социальных проектов с учетом специфики условий их функционирования в различных подсистемах общества. Задача социального проектирования в этом случае заключается в максимальном сохранении новизны социальной технологии и создании такой ее конкретной модели, которая бы лучше отражала сущность сферы ее применения и была приспособляема к внешней среде. Такая модель должна революционизировать среду, а среда не должна регрессировать модель, т.е. процесс адаптации модели должен способствовать ее обновлению.Третья разновидность социального проектирования по указанному признаку характеризуется усовершенствованием имеющихся проектов, когда они еще далеки до своего технологического предела, а их улучшение целесообразно и может еще дать определенный социальный эффект. Если первые две разновидности социального проектирования "работают" далеко от предельной зоны, когда потенциал нового еще не исчерпан, то третья разновидность оперирует предельными социальными формами, развитие которых в прежнем качестве становится все более затруднительным, однако перспективы выхода за его пределы еще до конца не ясны. Поэтому процесс социального проектирования является здесь, по сути, процессом совершенствования качества социального объекта в пределах старой формы. Конструируемую технологию приспосабливают к новым процессам для того, чтобы обнаружить ее пределы и обеспечить постепенный переход социального объекта в новое качество. В результате становится понятной ограниченность этой технологии. Она как предельная форма оказывается выработанной, и проясняются методы ее кардинального обновления. Затем осуществляется первый, или радикальный, вид проектирования социального объекта. Таким образом, усовершенствование как вид социального проектирования является вынужденной и своеобразной временной "передышкой" перед новым этапом инновационной деятельности.

По масштабности объектов социального проектирования выделяют микропроекты, которые отражают микросоциальные явления и процессы, а также макропроекты, моделирующие макросоциальные явления и процессы. Социальные проекты первого вида описывают ближайшее социальное пространство, в котором действует человек; их концептуальной основой являются различные микросоциологические теории. Такие проекты отражают процессы трудовой деятельности, общения, обучения и местного самоуправления. Социальные же проекты второго вида моделируют и описывают более масштабные, крупные социальные явления и процессы. Это региональные, общенациональные и глобальные социальные проекты, направленные на реформирование основных подсистем и сфер общества, его социальных институтов. Теоретико-методологическим фундаментом этих проектов являются все макросоциологические теории.

Социальное проектирование – весьма неоднозначный и сложный процесс. Это обусловлено целым комплексом различных факторов. В этой связи российские исследователи С. Бушуев и Э. Горин [7, с. 12-18] отмечают следующие факторы, отражающие качественную специфику социального проектирования:

При выяснении сущности, природы и особенностей социального проектирования необходимо обращать внимание на следующие весьма важные аспекты.

  1. Существует несколько точек зрения относительно сущности социального проектирования. Одни ученые понимают под ним разработку новых социальных отношений, другие – создание новых социальных объектов, третьи – формирование определенных социальных программ и т.д. Это свидетельствуют о том, что понятийно-категориальный аппарат социального проектирования еще не отличается концептуальной и методологической четкостью. Не сложилась еще окончательно и его нормативная система. В организационно-практическом плане социальное проектирование нередко является разновидностью либо совместных усилий государственных служащих, народных депутатов и работников органов местного самоуправления, либо творческой деятельностью ученых по разработке прикладных социальных проектов. Кроме того, пока еще относительно мало специализированных организаций и фирм, которые профессионально занимались бы исключительно разработкой и внедрением социальных проектов.

  2. Социальное проектирование часто сводят к социальному планированию либо прогнозированию. В этой связи подчеркнем, что хотя разработка социальных планов и прогнозов предполагает использование некоторых принципов, приемов и методов социально-проектировочной деятельности, она, тем не менее, имеет свою специфику в сравнении с социальным проектированием. Так, социальное проектирование (наряду с планированием) как одна из форм выработки и принятия решений является важным элементом процесса социального управления, который обеспечивает эффективную реализацию других его функций. Однако социальное проектирование, в отличие от планирования, в значительно меньшей степени детерминирует другие функции социального управления. Оно допускает многовариантность решений и тем самым как бы предопределяет направления развития социальных объектов или процессов, исходя из материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

По сравнению с планированием социальное проектирование лишь условно имеет директивный характер: подготовка социального проекта, как правило, обусловлена решением определенной задачи. В то же время для того, чтобы проект был воплощен в жизнь, он должен стать плановым заданием для персонала организации. Социальное проектирование чаще всего связано с поиском оптимальной цели, которую необходимо обосновать и затем воплотить в жизнь. Оно является неким связующим звеном между социальным прогнозированием и социальным планированием с точки зрения средств достижения намеченных целей. В прогнозировании эти средства, как правило, имеют самый общий вид, в то время как в процессе планирования они максимально конкретизируются. Социальное проектирование обычно направлено на поиск и обоснование таких средств, которые можно воспроизвести или заменить в различных ситуациях. Поэтому его нередко связывают с необходимостью подготовки предпроектной документации, после которой происходит сам процесс социального проектирования.

Еще одно отличие социального проектирования от социального планирования заключается в том, что социальные планы, в том числе и перспективные, строго рассчитаны на определенный отрезок времени, в то время как проектирование в зависимости от поставленных целей может иметь определенные сроки своего осуществления, а может быть основано на примерных расчетах и некоторых ориентирах без строгого временного ограничения.

Что касается связи между социальным проектированием и социальным прогнозированием, то последнее не включает в себя всех элементов проектирования, так как, определяя будущее состояние планируемого объекта и возможные методы достижения определенного уровня его развития, не ставит перед собой задачу непосредственного их воплощения в жизнь. Социальное прогнозирование, таким образом, лишь подготавливает базу, опираясь на которую, можно посредством социального проектирования выработать те или иные планы решения назревших социальных проблем.

3. Понимание природы, масштабов, радикальности и инновационности социального проектирования детерминировано политическими, экономическими, социальными и идеологическими факторами или характеристиками определенного этапа общественного развития. На каких-то этапах общественного развития могут доминировать как отдельные факторы, так и все они одновременно, что, естественно, значительно усложняет возможности процесса социального проектирования. Например, на возможности социального проектирования в украинском обществе одновременно влияет целая группа факторов: экономический кризис и социальное расслоение общества, традиционализм культурных образов, мышления и поведения людей (ментальность), неопределенность их политических ориентации и т.п.

4. Сформулированные и рассмотренные выше факторы усложнения процесса социального проектирования как такового проявляются в нем гораздо сильнее и многообразнее вследствие специфики проектируемого социального объекта (общества, социальной общности, институтов или групп). Это объективно превращает его в сложный, неоднозначный и весьма рисковый вид социальной деятельности. Например, специфическим социальным проектом является программа социального развития городского поселения. Для ее создания необходимо, по сути, выполнить все элементы проектирования: смоделировать структуру и функции города, определить его пространственные рамки и их изменение в будущем. Важно также создать временную модель изменений как некоторую совокупность трендовых моделей, а также выработать комплекс мероприятий по достижению желаемого будущего состояния и уровня развития города. И, наконец, нужно еще предусмотреть институционализацию спроектированной модели, т.е. обеспечить принятие соответствующих нормативных актов, которые делают данную программу легитимной и обязательной для исполнения местными органами исполнительной власти. Немаловажным является здесь и организационное проектирование, которое предусматривает совокупность действий по организации управления этой программой и городом в целом в аспекте ее реализации.

Следовательно, социальное проектирование – чрезвычайно сложный и ответственный процесс, посредством которого в основном и происходят социальные нововведения. Его эффективность в значительной мере зависит от степени обеспеченности квалифицированными специалистами в области социальной инженерии или инженерной социологии.