11.2. Информационно-компьютерные технологии
Основой информационно-компьютерных технологий, как известно, является компьютер, принципиальная структура которого включает такие устройства: 1) управляющее, определяющее порядок выполнения операций и координирующее работу всех узлов компьютера; 2) арифметическое, выполняющее арифметические и логические операции; 3) запоминающее (память), предназначенное для хранения программ, исходных данных и результатов их обработки; 4) устройство ввода-вывода (терминал), служащее для ввода в машину исходных данных и программ их обработки, а также вывода конечных результатов.
Информационно-компьютерные технологии представляют собой информационные системы, которые включают такие системы: а) организации, хранения и представления информации; б) ввода, обновления и корректировки информации; в) потребления информации. Одним словом, под информационной системой понимают автоматизированную систему, предназначенную для организации, хранения, поддержки и предоставления информации пользователям в соответствии с их запросами. К таким системам относят информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-управляющие.
Развитие в последние десятилетия XXв. компьютерной техники, а также ее информационного обеспечения значительно расширило возможности информационно-компьютерных технологий, с помощью которых сегодня можно решать важнейшие задачи прогнозирования, планирования, управления и проектирования общественного производства и научных исследований, а также вести диалог ученого с компьютером. Широкое распространены в последнее время интеллектуально-диалоговые (вопросно-ответные), расчетно-логические, аналитические и экспертные системы.
Практически весь современный информационно-технологический процесс можно подразделить на следующие блоки: сбора и ввода исходных данных в вычислительную систему; размещения и хранения данных в памяти системы; обработки данных в целях получения результатов; выдачи данных в виде, удобном для восприятия пользователем. Одним словом, этот процесс включает в себя следующие четыре этапа: 1)первичный этап (сбор исходных данных, их регистрацию и передачу на устройство ввода); 2)подготовительный (прием, контроль, регистрацию входной информации и перенос ее на машинные носители); 3)основной (непосредственную обработку информации); 4)заключительный (контроль, вывод и передачу результирующей информации, ее тиражирование и хранение).
На практике существует множество различных вариантов (форм) технологической обработки информации, что обусловлено применением различных средств вычислительной и организационной техники на отдельных операциях информационно-технологического процесса. Их построение определяется характером решаемых задач, кругом потребителей, а также используемыми техническими средствами, системами контроля данных и т. п. При этом технологический процесс обработки информации с помощью компьютера включает в себя следующие операции: 1) прием и комплектацию первичных документов (проверку полноты и качества их заполнения, их комплектацию и т. д.); 2) подготовку машинного носителя и контроль; 3) ввод данных в компьютер; 4) контроль, результаты которого выдаются на печатающее устройство (терминал); 5) запись входной информации в исходные массивы; 6) сортировку информации (если в этом есть необходимость); 7) обработку полученных данных; 8) контроль и выдачу результатов полученной информации; 9) хранение информации.
Информационно-компьютерные технологии являются к наиболее быстро развивающимися. Среди основных направлений ихразвития, оказывающих значительное влияние на социальные технологии в целом, можно выделить следующие.
Неуклонное совершенствование информационно-компьютерных управленческих технологий. Как справедливо отмечает в этой связи российский исследователь К. Зуев, сфера управления является сегодня одной из наиболее быстро и глубоко охватываемых компьютеризацией областей [10, с. 143]. Эти технологии дают возможность не только перерабатывать огромные массивы информации, выполнять аналитические процедуры, прогнозировать развитие ситуаций, но и обеспечивать надежность управленческих решений и действий.
Развитие информационно-компьютерных аналитических технологий, которое обеспечивает анализ значительных массивов информации во многих областях социальной жизнедеятельности (экономике, политике, образовании, науке, маркетинге и т. п.). Это необходимо потому, что собранная информация только тогда становится полезной человеку, когда она осмыслена в аспекте выявления содержащихся в ней закономерностей и тенденций, после чего появляются широкие возможности ее исследования для выработки обоснованных научных рекомендаций по улучшению практической деятельности.
Ускоренная разработка информационно-компьютерных диагностических технологий, особенно в медицине, строительстве, военном деле, торговле, профессиональном отборе, аттестации персонала, маркетинговой деятельности, что способствует не только развитию этих сфер и видов деятельности, но и устойчивости общественного развития в целом.
Значительный прогресс в разработке и использовании информационно-компьютерных обучающих технологий, которые охватывают различные аспекты образовательно-воспитательной сферы. Например, в настоящее время широко распространены технологии дистанционного обучения посредством персонального компьютера и специальных методик передачи и усвоения учебного материала, а также технологии самообразования и самообучения.
Преобразование под воздействием информационно-компьютерных технологий сферы культуры, спорта и досуга, начиная от компьютерных игр и компьютеризации этих сфер до использования компьютера в процессе научного, художественного, литературного и музыкального творчества.
Этот довольно неполный перечень основных направлений стремительного развития и совершенствования информационно-компьютерных технологий свидетельствует о том, что они все предметнее вписываются в содержание социальных технологий, переставая играть периферийно-обслуживающую роль в глобальных процессах технологизации социального пространства.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333