Характеристика методов аналитической деятельности
Наименование метода | Характеристика метода |
1 | 2 |
Метод декомпозиции | Расчленение сложного явления на простые составляющие. Объектом расчленения могут быть как реальные социальные, так и абстрактные интеллектуальные системы. Для достижения адекватности декомпозиции применяется декомпозиционное моделирование, т. е. воссоздание декомпозированной модели и сравнение этой новой модели с ее предшественницей |
Метод сравнения | Сравнение изучаемых систем, явлений или процессов с другими, чтобы обнаруживать их особенности, специфику и различные свойства |
Нормативный | Обоснование совокупности нормативов, отражающих эффективность системы. Реальную систему сравнивают с нормативной, чтобы выявить характер отклонений от установленной нормы |
Метод агрегирования | Преобразование исходной модели в другую с меньшим количеством переменных или ограничений, что дает более объективное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса |
Метод аналогий | Доказательство аналогии между двумя объектами, а также перенос системы объяснений с одного объекта на другой |
Метод исключений | Постепенное исключение значительной группы составляющих на основании закона исключения третьего, смысл которого в том, что истинно либо высказывание, либо отрицание, а третьего не дано |
Гипотетический | Выдвижение, обоснование и доказательство гипотез. Часто этот метод сводится к "обстреливанию" проблемы со всех сторон с помощью как можно большего количества вопросов, на которые нужно дать ответы |
Метод закономерностей | Поиск устойчивых, неслучайных повторяющихся и объективных характеристик или связей между родственными явлениями и процессами |
Метод "минимакса" | Частный случай метода закономерностей, предполагающий поиск минимальных или максимальных характеристик явления либо процесса |
Балансовый | Выделение двух сторон чего-либо, которые определяют целое и уравновешивают друг друга |
Метод классификаций | Упорядочение объектов по существенным их признакам, классам или типам |
Метод ранжирования | Присвоение совокупности объектов, явлений и процессов некоторых числовых величин на основании интуиции либо в соответствии со степенью выраженности некоторого их признака или свойства |
Метод проб | Выбор некоторых объектов из совокупности и их испытание |
Метод отклонений от средней величины | Вычисление некоторой средней величины и отклонения от нее |
Метод моделирования | Построение модели, которая отражает существенные свойства и стороны анализируемого объекта в упрощенном виде, т. е. замена реального объекта его аналитической моделью |
Метод амбивалентности и противоречия | Поиск для объяснения чего-либо амбивалентного ему явления (например сытость — голод, большой — маленький и т. п.), а также противоречий, определяющих суть изучаемого явления |
Метод парадокса | Рассмотрение явления с неожиданных позиций, которые не соответствуют общепринятым научным представлениям |
Метод систематизации | Приведение имеющихся данных в некоторую систему, чтобы объяснять их с позиций системного подхода |
Метод экстраполяции | Распространение выводов, полученных в ходе наблюдения за одной частью явления, на его другую, неисследованную часть, т. е. перенесение или распространение характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее |
Метод индукции и дедукции | Индукция — построение умозаключения, в котором из знаний о части предметов определенного класса делают вывод обо всем классе явлений. Дедукция предполагает обратную операцию, когда из знаний обо всем классе явлений делают вывод об одном предмете этого класса |
Метод идеализации | Мысленная процедура, связанная с представлением о каком-либо объекте как идеале и последующим его сравнением с реальным объектом |
Метод формализации | Исследование объекта посредством перевода его качественных характеристик в некоторую знаковую, количественную, формализованную форму |
Метод упрощений | Представление анализируемого объекта в виде некоторой упрощенной его модели |
Морфологический | Выделение вначале основных характеристик объекта, составляющих его ось (остов), а затем фиксация по каждой из них всевозможных вариантов |
Метод контрольных вопросов | Составление перечня вопросов, на которые нужно дать ответы |
Метод фокусирования | Перенесение в фокус внимания исследователя отдельных объектов, чтобы получить их оригинальное видение |
Метод "мозгового штурма" | Организованная система свободных высказываний участников анализа о малоизученной проблеме с запретом критики высказываний со стороны коллег |
Метод эмпатии | Аналитик входит в образ анализируемого объекта, т. е. представляет себя изучаемой его "деталью" и осмысливает с ее позиций выполняемые ею действия |
Метод синтеза | Соединение (синтез) элементов объекта после процедуры аналитического их разложения, а также проверка эффективности и тождественности объекта самому себе |
Метод отбора | Изучение не всей совокупности явлений, а лишь некоторой ее части, отобранной по определенным правилам |
Метод "от противного" (от обратного) | Изменение ситуации на диаметрально противоположную, с последующим осмыслением ее характеристик |
Метод плюсов и минусов | При анализе какого-либо явления выделяют как позитивные, так и негативные его стороны, а затем в зависимости от их соотношения принимают решение о выборе |
Метод обобщения (генерализации) | Переход от индивидуального к общему |
Аксиоматический | Построение теории или концепции на основе каких-либо исходных положений (принципов, постулатов, аксиом) |
Метод "ревизора", или "злого учителя'' | В рассуждениях, аналитическом материале, в анализируемой системе на основании знания сущностных закономерностей отыскивают ошибки или слабые стороны |
Метод "бритва Оккама" | На основании принципа У. Оккама "Сущности не следует умножать без необходимости", — устраняют излишние положения, допущения, свойства или аспекты изучаемого объекта, явления или процесса |
Метод вероятности | При узком подходе — использование оценки вероятности или степени возможности проявления некоторого события при определенных условиях, а при широком подходе — использование методологического аппарата теории вероятностей |
Метод причинности | Выявление причинно-следственных связей на основании принципов, разработанных Дж. Миллем |
Метод "черного ящика" | Разработанный в кибернетике подход к изучению объекта, о котором нет никаких сведений. Исследователь делает выводы об устройстве объекта, мысленно воздействуя на его входы и регистрируя информацию на выходе. При этом "ящик" постепенно превращается из "черного" в "серый", а потом — в "белый" |
Метод оптимизации | Поиск в соответствии с некоторым критерием наилучшей в данных условиях характеристики, состояния, функции или оценки изучаемого объекта, явления или процесса |
Метод аппроксимации | Приближенное выражение анализируемых объектов через более простые |
Графический | Построение удобных для анализа объекта блок-схем, рисунков, матриц, таблиц, графов, диаграмм и т. п. |
Метод ограничений | Введение некоторых переменных, которые отражают сущностные характеристики анализируемого объекта |
Рис. 30. Модель универсальной технологии аналитической деятельности
Таблица 36
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333