Введение
В развитии общества на рубеже третьего тысячелетия произошли настолько глубокие социальные изменения, что человеку из недавнего прошлого современный социум мог бы показаться какой-то иной, совершенно неземной цивилизацией. При этом он был бы потрясен не сколько вещными атрибутами жизни современных людей, как бы они ни были непривычны и сложны, столько самим устройством общественной системы. Еще, скажем, двести лет тому назад природа общества была принципиально непонятной и рассматривалась в основном как божественная данность. При этом стабильность и устойчивость, отсутствие перемен воспринимались многими народами как величайшее благо. На этом фоне нынешняя человеческая цивилизация представляется причудливо изменяющимся и постоянно обновляющимся социальным явлением. Иногда возникает достаточно явственное ощущение присутствия в нем некой животворящей силы, придающей определенную форму бесформенному, стройную структуру – бесструктурному, перманентное движение – почти мертвому. И, как это ни удивительно, такой весьма самодостаточной силой является именно социальная технология, планирующая, проектирующая, обновляющая, оформляющая, структурирующая и создающая новые проблемы, которые ей же самой приходится разрешать.
То, что ныне происходит в сфере социальных технологий, можно однозначно определить как технологическую революцию, вызванную к жизни совокупностью постоянно набирающих силу факторов, которые все сильнее охватывают мировое социальное пространство. К ним, как показывает анализ, относятся следующие очень важные факторы технологизации современного социума.
Быстро обновляются все сферы общественной жизни значительной части населения планеты, цивилизация обретает динамику социальных изменений, постоянно сужаются зоны традиционализма. Практически на наших глазах социальные инновации из спорадических, дискретных и относительно редких характеристик современного общества превращаются в имманентное его свойство, которое становится постоянным, тотальным и необратимым. При этом алгоритмы социального познания и практической деятельности людей перестали уже быть "долгоиграющими", а всеобщая смена и перманентное обновление превращаются теперь в основные средства обеспечения устойчивого общественного развития.
Всемирный процесс глобальной демократизации общественных систем, особенно интенсивно развернувшийся с начала семидесятых годов XXст. и получивший название "третьей волны", стремительно приводит социум к росту значимости личности, утверждению плюрализма мнений, терпимости к чужой позиции, падению тоталитарной и авторитарной форм организации общества и соответственно к разрушению жестких и устоявшихся догматических социально-деятельностных систем. На смену эпохе детерминированности технологии и ее монизма приходит эпоха технологической свободы и плюрализма.
3. Наблюдается динамичный процесс перехода авангарда современных обществ (т. е. высокоразвитых западных стран) в информационную, более высокую фазу развития. Индустриальная цивилизация, таким образом, постепенно уходит в прошлое. И хотя этот процесс еще достаточно противоречив и неравномерен, информация, ее потоки, институты и виртуальная реальность все глубже проникают во все сферы современного общества и не только определяют его сущность, но и становятся жизненно важным и необходимым ресурсом его дальнейшего развития. Социальное познание и практика все в большей степени превращаются в переработку огромных массивов разнообразной социальной информации, которые опосредуются субъектами социальной деятельности от ее объектов.
Быстрыми темпами развивается так называемая третичная сфера современного общества, которая включает науку, культуру, образование, здравоохранение, рекреацию, обслуживание и защиту прав человека. К концу XXст. стали явными весьма масштабные перемены и в сфере занятости людей, связанные с тем, что впервые за всю историю человечества основная часть населения наиболее развитых стран активно покидает сферу сельского хозяйства и промышленности и переходит в сферу обслуживания. Индустриальные технологии, таким образом, постепенно утрачивают свою былую значимость, а основным объектом технологизации все больше становится не только социальная сфера общества, но и социальное пространство в целом.
Ускоряется гуманитаризация общественной жизни, возрастает значимость гуманитарного фактора в развитии общества, социальные и гуманитарные аспекты оттесняют на второй план чисто технические и производственно-технологические. Значительные изменения в социальной структуре современного общества обеспечивают вхождение в его активную и социально значимую деятельность гуманитарной части населения, которой в ближайшие годы предстоит доминировать в социальном составе населения большинства стран мира.
Явно ощущается достижение планетарного предела в развитии цивилизации, когда возникают реальные препятствия для ее развития вширь, а возможности космической, по сути, еще пионерской, деятельности полностью пока не сложились. Человечеству становится уже тесно в нынешних границах планеты. Но с этим приходится пока мириться, а также сдерживать познавательно-практическую экспансию и направлять основные усилия на углубление социального познания и более эффективное преобразование ограниченного социального пространства. В этой связи наблюдается смена акцентов в социальной деятельности – перемещение их с макропроцессов на микропроцессы.
Значительно обостряются глобальные проблемы современной цивилизации, которые фактически ставят под вопрос само существование современного общества и могут быть разрешены только совместными усилиями всех стран и народов. Человечество больше напоминает "слона в посудной лавке", бурная жизнедеятельность которого может привести не только к "битой посуде и разрушению лавки", но и к собственной гибели. Поэтому на смену глобальной экспансии неизбежно приходит глобальный конструктивизм, а на смену созидательной удали – созидательная осторожность.
8. Усиливаются также процессы социальной интеграции и диффузии цивилизаций, общественных и культурных систем. Эти процессы дают возможность обеспечивать взаимодействие рационального и иррационального, знания и оценки, оценки и практики, практики и знания. Кроме того, заметными темпами происходят мутации и заимствования технологических систем, а также расширяются возможности применения социальных технологий.
Следует особо подчеркнуть, что социальные технологии, место и роль которых в жизни современного общества так возросли, сами стали предметом изучения различных научных дисциплин, таких как социология, философия, психология, политология, праксеология и др. К тому же эти науки столь "отяжелели" от технологического знания, что возникла настоятельная необходимость формирования самостоятельной сферы научного знания – теории социальных технологий, которая должна, прежде всего, стать теоретической основой социально-инженерной деятельности.
Наряду с этим в странах, идущих от тоталитаризма к демократии, от командной экономики к рыночной, проблема социальных технологий приобретает особое значение. По сути, там происходит историческая смена парадигм (или типов) социально-технологической деятельности. Основные задачи, стоящие перед этими странами на современном этапе, заключаются прежде всего в отказе от технологий, которые приводят к подавлению личности посредством авторитарных (тоталитарных) общественных механизмов, и освоении накопленного мировой общественной наукой и практикой огромного опыта проектирования, разработки и внедрения социально-гуманистических технологий, необходимость в которых становится все более острой и очевидной.
Преодоление тотального кризиса в украинском обществе не без основания связывают с кардинальным повышением эффективности и качества социального управления, масштабным расширением процессов самоорганизации и самоуправления, позволяющих наполнить идею правового, демократического и социального государства реальным содержанием, а также придать ему современные и цивилизованные формы. Короче говоря, сама жизнь выдвигает на повестку дня в качестве основных проблем разработку и внедрение инновационных социальных технологий в целом и технологий социального управления и самоуправления в частности.
Вместе с тем, в условиях переходного периода исключительно большое значение приобретает овладение не только технологиями социальной адаптации, приспособления к новым рыночным условиям и способами выживания как коллективов, так и отдельных индивидов, но прежде всего технологиями обновления общественной системы и всех составляющих ее элементов. Такой широкий социально-технологический подход в максимальной степени соответствует сущности и целям современной фазы трансформации нашего общества. Произошло довольно четкое позиционирование социума на конструктивные перемены. Эпоха национально-освободительной и народно-демократической революций с их разрушительно-критическими, во многом стихийными процессами практически завершилась. Страна начинает, хотя и медленно, но все увереннее переходить к созидательным и конструктивным формам общественной модернизации. В этих условиях социально-технологический подход начинает существенно и все более активно воздействовать на механизмы обновления общества и его подсистем. Сейчас уже всем становится понятным, что принятие Верховной Радой Украины "хорошего закона" или издание Президентом Украины "хорошего указа" еще не ведет автоматически к необходимым социальным переменам. На этом пути, прежде всего, нужна серьезная технологическая проработка той или иной сферы общественного реформирования, причем везде нужны эффективные и выверенные практикой социальные технологии, основанные на принципах рационализма и гуманизма.
Таким образом, в развитии социальных технологий наметился своеобразный "прорыв", который и дальше будет нарастать. По всей вероятности, социальная технологизация уже начала превращаться в одну из ведущих тенденций мирового общественного развития. При этом расширение сферы применения многообразных социальных технологий неизбежно выдвигает на первый план довольно сложную проблему подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных менеджеров, инженеров и технологов, которые способны разрабатывать, проектировать, конструировать, внедрять социальные технологии и обеспечивать их эффективное функционирование на всех уровнях организации общественной системы. Здесь речь идет не только о знаниях в области теории социальных технологий, которые динамично обновляются, а об особом типе социально-технологической культуры современных специалистов, заключающейся в овладении ими новой парадигмой научного мышления и видения социальной реальности как динамической, многомерной, нелинейной и стохастической.
Предлагаемое учебное пособие, хотя и является пионерским в отечественной социально-педагогической практике, в концентрированном виде отражает развивающуюся и крепнущую тенденцию к технологизации современного общества и превращению социологической науки из средства простой фиксации происходящего в активный фактор гуманизации общества, его всесторонних социальных преобразований. Главная цель преподавания этого курса в высших учебных заведениях состоит в том, чтобы помочь студентам осмыслить содержание, характер, структуру и основные аспекты технологической функции социологии, овладеть социальными технологиями как системой знаний, принципами технологического мышления и отношения к социальной реальности, а также способами ее научно обоснованного изменения. Отсюда и вытекает целый комплекс задач: овладение понятийно-категориальным аппаратом теории социальных технологий, ее принципами, методологией и основными концепциями; ознакомление с историей социальных технологий, отечественными и зарубежными достижениями в этой области; освоение способов социального проектирования, прогнозирования и планирования, а также проверки и внедрения социальных технологий и выработки на этой основе навыков социально-инженерного мышления; изучение видового разнообразия социальных технологий, уровней и методов технологизации современных общественных систем; осмысление важнейших закономерностей, тенденций, проблем и противоречий технологизации общества и его подсистем, ответственного и реалистичного отношения к нему.
Вместе с тем следует подчеркнуть и особую сложность этого учебного курса, так как его изучение требует предварительных глубоких знаний в области таких научных дисциплин, как социология, политология, психология, культурология и теория социального управления, элементы которых есть во всех разделах и темах данного курса. Немаловажен и тот факт, что этот учебный курс нельзя просто запомнить и адекватно воспроизвести на экзамене. Он требует формирования свойственного для социальных технологий принципиально нового стиля мышления, в основе которого лежат тяга к нововведениям и реформам, стремление видеть современное общество системно и во всем многообразии его сущностей. И, конечно же, социально-технологическая парадигма предполагает, прежде всего, бережное и гуманистическое отношение к объектам социальных технологий – обществу, его различным структурам и людям.
При изложении учебного материала, представленного в этом пособии, авторы широко использовали труды не только отечественных, но и зарубежных исследователей, изданные в последние годы.
- Введение
- Часть I
- Сущностно-содержательные аспекты социальных технологий
- 1.2. Классификация основных видов социальных технологий
- Типология социальных технологий
- Классификация социальных технологий
- 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий
- Основные свойства социальных технологий
- Основные функция социальных технологий
- 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий
- Характеристика принципов строения социальных технологий
- 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем
- Глава 2 Генезис практических основ социально-технологической деятельности
- 2.1. Возникновение социально-технологической деятельности
- 2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства
- 2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики
- Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика
- Глава 3 Концептуальная эволюция теории социальных технологий
- 3.1. Становление научных основ социально-технологической деятельности
- 3.2. Основные направления развития теории социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть II
- 4.2. Классификация глобальных социальных технологий
- 4.3. Особенности глобальной модернизации
- Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации
- 5.1. Основные факторы обновления общественных систем
- Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
- Критерии эффективности общественной системы
- 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем
- Классификация социальных реформ
- 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем
- Глава 6
- 6.1. Понятие о технологиях отдельных сфер общества
- 6.2. Сущность региональных технологий
- Характеристика основных параметров социального пространства
- Типология социального пространства
- Классификация ресурсного потенциала региона
- 6.3. Особенности технологизации социальных комплексов
- Классификация социальных комплексов
- Научные подходы к проектированию социальных комплексов и их характеристика
- Глава 7 Технологические процессы в трудовых ассоциациях
- 7.1. Сущность и основные виды трудовых ассоциаций
- Классификация трудовых ассоциаций
- Основные проблемы трудовых ассоциаций и способы их технологического решения
- 7.2. Технологические модели управления персоналом трудовой ассоциации
- Характеристика основных технологий управления персоналом
- 7.3. Технологии мотивации трудовой деятельности
- Предметно-логический процесс формирования технологии мотивации трудовой деятельности
- 7.4. Технологии человеческого капитала
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть III
- 8.2. Классификация и структура социально-преобразовательной деятельности
- Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
- 8.3. Сущность и особенности праксеологических технологий
- Глава 9 Характеристика основных видов праксеологических технологий
- 9.1. Технологии социального планирования
- 9.2. Игровые технологии
- Функции игры и их характеристика
- Классификация основных видов деловых игр и их характеристика
- Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика
- 9.3. Управленческие технологии
- Общая классификация управленческих технологий
- Классификация специальных (частных) управленческих технологий
- Приоритеты вариантов целевого управления
- Основные потребности и интересы
- 9.4. Антикризисные технологии
- Характеристика основных научных концепций, объясняющих природу кризисных явлений
- Классификация социальных кризисов и их характеристика
- Теоретические подходы к объяснению причин кризисных явлений и способов их преодоления
- 9.5. Миротворческие технологии
- Классификация основных видов социального конфликта
- Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть IV
- 10.2. Необходимость технологизации информационных процессов
- Глава 11 Характеристика основных видов информационных технологий
- 11.1. Эволюция информационных технологий
- 11.2. Информационно-компьютерные технологии
- 11.3. Технологии социального познания
- 11.4. Информационно-аналитические технологии
- Классификация информационно-аналитической деятельности
- Характеристика методов аналитической деятельности
- Основные виды анализа и их характеристика
- Классификация видов социальных ситуаций
- 11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (pr-технологии)
- Классификация технологий паблик рилейшнз (pr-технологий)
- Сравнительная характеристика технологий рекламы и pr-технологий
- 11.6. Информационные войны и проблема их технологизации
- Классификация видов информационных войн и их характеристика
- 11.7. Образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий
- Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий
- Сравнительная характеристика ролевых функций участников учебного процесса в различных системах обучения
- Сравнительная характеристика личностных качеств участников учебного процесса в различных системах обучения
- Процесс реализации образовательных технологий
- 11.8. Интеллектуальные технологии
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть V
- 12.2. Структура политических технологий
- 12.3. Типология политических технологий
- Глава 13 Характеристика основных видов политических технологий
- 13.1. Технологии политического анализа
- 13.2. Технологии политического консультирования
- 13.3. Технологии управления политическими конфликтами
- 13.4. Технологии принятия политических решений
- 13.5. Технологии формирования государственной политики
- 13.6. Избирательные технологии
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VI
- Классификация основных видов социальной диагностики и их характеристика
- 14.2. Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности
- Основные методы социальной диагностики
- Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
- Глава 15 Характеристика основных видов диагностических технологий
- 15.1. Технологии социальной экспертизы
- Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
- Фрагмент экспертной анкеты по выявлению характеристик имиджа возможных претендентов на пост мэра г. Днепропетровска
- 15.2. Технологии социального эксперимента
- Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
- Основные функции социального эксперимента и их характеристика
- Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов
- 15.3. Технологии социального прогнозирования
- Классификация основных видов прогнозов и их характеристика
- Функции социального прогнозирования и их характеристика
- Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть VII
- Классификация социальных проектов и их характеристика
- 16.2. Характеристика способов проектирования социальных технологий
- 16.3. Основные принципы и этапы социального проектирования
- Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
- Классификация социальных проблем
- 16.4. Методы социального проектирования и тенденции его развития
- Характеристика основных методов социального проектирования и конструирования
- Глава 17 Операционализация проектирования социальных технологий
- 17.1. Понятие операции и операциональной системы
- Правила проектирования (построения) операциональных сетевых моделей социальных технологий
- 17.2. Структура и виды операциональных систем
- Классификация операциональных систем
- 17.3. Технология процесса проектирования операциональных систем
- Глава 18 Инновационный характер проектирования социальных технологий
- 18.1. Понятие инноваций и их классификация
- Классификация функций нововведений (инноваций) и их характеристика
- Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика
- 18.2. Структура инновационного процесса
- Структура инновационного процесса
- 18.3. Проблема становления и развития социальных инноваций
- Ролевые позиции участников инновационного процесса
- Модифицированные ролевые позиции участников инновационного процесса
- Глава 19 Эффективность социальных технологий и способы их внедрения
- 19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий
- 19.2. Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий
- Основные функции мониторинга и их характеристика
- 19.3. Организационно-процедурные проблемы внедрения социальных технологий
- 19.4. Зарубежный опыт внедрения социальных технологий
- Вопросы для подготовки и самоконтроля
- Тематика рефератов и контрольных заданий
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Заключение
- Часть I. Методологические основы теории социальных
- Часть V. Политические технологии 333