logo
Теория социальных технологий Учеб

Часть III

ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Глава 8

Практическая жизнь общества как объект социальной технологизации

8.1. Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности

Под практикой (от греч. "praktikos" –деятельный, активный) обычно понимают материальную, чувственно-предметную и целеполагающую деятельность людей, содержательную основу которой составляют освоение и преобразование природных и социальных объектов. При этом социальная практика является важнейшей движущей силой развития не только человеческого познания, но и общества в целом. Основныесвойства социальной практики – активность, чувственная предметность, материальность. В отличие от познавательной человеческой деятельности, социальная практика ориентирована на конкретный предметный результат, удовлетворяющий основные жизненные потребности людей. В процессе социального познания она является его источником, основой, целью и решающим критерием истины.Формы социальной практики весьма разнообразны, однако,объекты ее приложения – природа, общество и сами люди.

Особая разновидность социальной практики – социально-преобразовательная деятельность людей, которая направлена не на природные, а на социальные объекты. Это целеполагающая деятельность людей, которые для ее осуществления формулируют цели, направленные на удовлетворение их интересов и потребностей, разрабатывают планы или программы действий, а также выполняют действия, ориентированные на достижение ранее поставленных целей.

Социально-преобразовательная деятельность людей есть не что иное, как совокупность социально значимых действий, которые субъект (общество, класс, группа, личность) выполняет в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества. Субъекты этой деятельности всегда преследуют определенные социальные цели и интересы, используя для этого различные средства – экономические, политические, социальные, идеологические или духовные. Вообще, социально-преобразовательная деятельность осуществляется тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой определенные цели и активно участвуют в их реализации.

Все многообразие социальных действий, составляющих основу социально-преобразовательной деятельности, можно све­сти к четырем основным группам: 1)целенаправленные, связанные с изменением определенной социальной системы или условий социально-преобразовательной деятельности; 2)стабилизационные, направленные на стабилизацию социальных объектов или процессов; 3)адаптационные, цель которых – адаптация людей к социальной системе или условиям деятельности; 4)интегративные, предполагающие включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему [21, с. 120-121].

Социально-преобразовательная деятельность (как и любая иная человеческая деятельность) включает в себя четыре взаимосвязанные подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы);субъективно- регулятивную (дискомпозиции);исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленных целей);объективно-результативную (результаты деятельности). Кроме того, социально-преобразовательная деятельность людей включает в себяактуальную деятельность как процесс, а такжеопредмеченную (или "снятую")деятельность в виде различных материальных или духовных объектов – орудий, предметов, идей либо результатов деятельности.

Эффективность социально-преобразовательной деятельности определяется не только уровнем и степенью ее технологизации, но и в значительной мере активностью субъекта деятельности. Важнейшимиэлементами активности субъекта деятельности являются следующие:предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, а также накопленным опытом и знаниями;целесообразность, предполагающая преобразование объекта, на который направлена деятельность, или создание нового, ранее неизвестного объекта;направленность, которая характеризуется соответствием деятельности назревшим общественным потребностям, интересам, целям и идеалам.

Необходимость технологизации социальной практики или социально-преобразовательной деятельности в современном обществе обусловлена целым рядом весьма вескихпричин: 1) стремлением действующего субъекта (личности, группы, общества в целом) достигнуть нужного ему результата, чтобы удовлетворять те или иные потребности, интересы и цели; 2) постоянным возрастанием сложности социальной жизни людей, наличием в ней вероятностных (стохастических) процессов, переходных и нестандартных состояний, а также кризисных ситуаций, которые создают определенные сложности и снижают вероятность получения запланированных результатов; 3) нарастанием тенденций унификации и стандартизации не только отдельных операций и действий, но и человеческой деятельности в целом; 4) процессами глобализации и институализации алгоритмов социально-практической деятельности.

Существует еще одна проблема социально-преобразовательной деятельности – ее рационализация, предполагающая уменьшение затрат, повышение эффективности социальных действий с точки зрения достижения целей, а также их оптимизации. Собственно, в разрешении вышеизложенных проблем и заключается основная миссия праксеологических технологий.