logo search
Теория социальных технологий Учеб

Структура инновационного процесса

Стадия инновационного процесса

Характеристика стадии

1

2

Создание новшества

Возникновение новшества как ответ на возникшую проблему или общественную потребность. Новшество сначала представляет собой единственный образец

Распространение или продажа новшества

Созданное новшество начинают тиражировать в социальной системе в целях его распространения или продажи

Использование новшества

Применение новшества для более полного удовлетворения той или иной общественной потребности. Оно демонстрирует свои преимущества по сравнению с прежними способами удовлетворения потребности

Диффузия новшества

Проникновение новшества в различные сферы обще­ственной жизнедеятельности

Расширенное воспроизводство новшества

Воспроизводство и распространение новшества

Кризис новшества

Новшество перестает быть эффективным в связи с тем, что появляются более новые средства удовлетворения общественной потребности

Модификация новшества

Новшество модернизируют в соответствии с новыми общественными потребностями, и оно начинает несколько лучше удовлетворять потребность

Прекращение производства новшества

Появление нового и более эффективного новшества, которое приходит на смену прежнему; это приводит к остановке производства последнего

Инновационный процесс постоянно взаимодействует с ок­ружающей его социальной и вещественной, в том числе природной, средой. Динамика этого взаимодействия выражается в жизненном цикле нововведения, в котором различают следующиестадии (этапы): 1)старт (появление новшества); 2)быстрый рост (диффузия инновации); 3)зрелость (насыщение потребности в новшестве); 4)кризис; 5)совершенствование; 6)финиш (падение производства новшества).

Эффективность нововведения во многом определяется темпами его роста (нередко это связано с успешностью перехода от простого воспроизводства инновационного процесса к расширенному) и своевременностью его прекращения (при насыщении потребности в новшестве). Более наглядно жизненный цикл новшества можно продемонстрировать на рис. 44.

Рассматриваемые вместе инновационный процесс и жизненный цикл новшества характеризуют нововведение как целостную и динамическую систему, которая имеет весьма противоречивый характер. Исходным в этом отношении является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью, где первая отрицает вторую. Острый характер имеют также противоречия внутри самой инновационной деятельности между радикальными и совершенствующими ее видами. Наряду с этим ряд противоречий порождает и разделение труда между участниками инновационного процесса – инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из этих групп имеет определенные интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов других групп. Это обуславливает и различное их отношение к нововведению – проявление инициативы, содействие, бездействие либо противодействие.

Использование новшества

Время жизни новшества

Рис. 44. Жизненный цикл (основные этапы) существования новшества

Особую актуальность на современном этапе приобретает задача интенсификации инновационных процессов. Для ее решения нужно широко развивать комплексные, в том числе социологические, исследования проблемы нововведений. Блок-схемы параметров таких исследований, как правило, включают такие элементы: 1) характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптированность и др.); 2) организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внутриорганизационных и межорганизационных структур и процессов и т.п.); 3) среда нововведения (характеристики экономических отношений, организация и стратегия управления нововведением в соответствующей отрасли общественного производства и т.п.); 4) динамика нововведения (параметры, характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла новшества); 5) результаты нововведения (его завершенность и эффективность).

Нововведение должно быть комплексным. Это означает, что для его интенсификации необходимо проектировать не только технико-экономические, но и социально-организационные параметры, развивать профессиональное управленческое консультирование относительно инновационных процессов, обучать персонал трудовых организаций восприимчивости к нововведениям, развивать инновационные способности персонала и т.п. А для этого, как известно, нужно широко применять новейшие методы исследования, проектирования и обучения – инновационные игры, диагностику реализуемости и эффективности нововведения, специализированные тренинги и т.п.