logo search
Теория социальных технологий Учеб

Классификация нововведений (инноваций) и их характеристика

Основание классификации

Характеристика видов нововведений

Тип новшества

Экономические;

организационно-управленческие;

социально-управленческие;

правовые;

педагогические;

другие, соответствующие природе конкретных сфер общества

Инновационный потенциал

Радикальные — с наивысшим потенциалом новизны, т. е. не имеющие аналогов;

комбинаторные — сочетание новых и старых элементов;

совершенствующие (модификационные) — результат улучшения характеристик социального объекта

Отношение к своему предшественнику

Замещающие, заменяют своего предшественника;

отменяющие, отменяют устаревшее, но не заменяют новым;

возвратные, вернувшиеся после их отклонения;

открывающие, предшествующие целому классу инноваций;

ретронововведения — своеобразные "пришельцы из прошлого"

Объем новшества

Точечные — единичные явления;

системные — целостные образования;

стратегические, существенно воздействующие на зону социального преобразования

Особенности механизма реализации

Единичные, реализуемые на одном объекте;

диффузные, распространяемые на многие объекты

Степень завершенности

Завершенные — целостные образования;

незавершенные — незавершенные образования

Социальные последствия

Дающие ощутимые социальные преимущества;

вызывающие ощутимые социальные издержки

Суть инновационного метода заключается в том, что в содержательном аспекте это универсальная технология диагностики социальных болезней, определения болевых точек и нахождения оптимальных способов их лечения, а также разреше­ния конфликтов и предотвращения социальных катастроф. Этот метод является инновационным по своей природе, так как он опирается на совокупный опыт мировой науки и интеллектуальный потенциал современной цивилизации, которая в своем социальном облике должна достойно отвечать на вызовы XXIв.

Понятие "инновирование" определяют как процесс оптимизации инновационной деятельности в целях получения более высокого социального результата. В этой связи принято различать несколько его видов: а)инновирование социальных объектов; б)инновирование субъектов социального управления, т.е. организационных систем и управляющих (руководителей) различного уровня управления; в)инновирование мотивации человеческого поведения и отношения к труду, всей общественной системы социализации личности. Создание и инновирование социальных организаций – это прежде всего целеориентируемый процесс проектирования и совершенствования их структуры, которая дает их членам (т.е. сотрудникам) возможность эффективно работать для достижения совместных целей [31, с. 45].

И наконец, категория "инновационный процесс" обозначает целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества [29, с. 317]. Кроме того, инновационный процесс – это также важнейшая форма преобразования новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (инноваций) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в сфере материальной и духовной культуры общества. В этой связи инновационный процесс – одна из основных социокультурных предпосылок поступательного развития общественной практики, а также обогащения ее новыми познавательными, технологическими, эстетическими и всеми другими формами человеческого опыта.

Содержательный аспект инновационного процесса определяется двойственной природой инновации: 1) как непосредственного опыта, формирующегося в рамках конкретного вида социальной деятельности (научно- исследовательской, производственной, художественной, управленческой и т.п.); 2) как нового опыта, получившего общесоциальное и общекультурное значение в качестве устойчиво воспроизводимого элемента общественной практики, явления культуры [31, с. 44]. Инновационный процесс, таким образом, представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу общественно-исторического опыта. Это может осуществляться в различных формах:

  1. прагматизации и идеализации новых продуктов духовного производства;

  2. трансляции нововведений в систему общекультурных образцов и норм.

В первом случае в результате инновационного процесса происходит перевод и переоформление новых продуктов духовного производства в нормы практической деятельности. Новое знание (например, возникшее как непосредственный опыт в рамках исследовательской работы) выводится из сферы познавательного процесса и переоформляется благодаря инновационному процессу в новые схемы технологической деятельности. Наука выступает здесь как механизм инновационного процесса по отношению к различным формам практической деятельности; она делает своим объектом эмпирически возникающие инновации, дает им рациональную интерпретацию и возводит их в формы теоретического знания.

Во втором случае инновационный процесс является важной формой трансляции нововведений в систему общекультурных норм и образцов, в результате чего культурные ценности (образцы и нормы) воспроизводятся в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в инновационном процессе в современных условиях возрастает роль таких общественных институтов, как образование, средства массовой информации, культурно-просветительские и другие учреждения, которые, по существу, обеспечивают динамику культуры, ускоренное обращение нового опыта в различных сферах общественной практики.