logo search
Теория социальных технологий Учеб

19.1. Способы проверки социальных инноваций и технологий

Осмысление процессов проверки эффективности и внедрения социальных инноваций (технологий) весьма важно, ибо все они, как правило, новаторские, а значит, не всегда полностью ясны возможные последствия от их внедрения в общественную жизнедеятельность. Поэтому возникает насущная потребность в проверке эффективности как социальных инноваций, так и социальных технологий, которая объективно детерминирована следующими основными причинами.

  1. Вследствие сложности разработки социальных инноваций и технологий весьма затруднительно обеспечить их кардинальность и завершенность. Кроме того, имеются различные ограничения, связанные с дефицитом практического опыта у субъектов их внедрения. Поэтому проверка их эффективности помогает приобрести опыт, а также определить наиболее слабые звенья нововведения и наметить способы дальнейшего совершенствования.

  2. Социальные инновационные технологии используются, как правило, в пределах социального пространства значительных масштабов. В этой связи возможные ошибки, которые заложены в них при проектировании, могут умножаться и иногда приводить к негативным социальным последствиям. Поэтому процедура проверки эффективности социальных нововведений и технологий дает возможность выяснить, каковы последствия от их внедрения. В зависимости от соотношения позитивных и негативных последствий решают вопрос о внедрении новшества в практическую жизнедеятельность социума.

  3. Проверка эффективности социальных инноваций и технологий дает также возможность уточнить, дополнить или даже исправить социальный проект в зависимости от специфики конкретных социальных условий его применения и использования.

Проверка эффективности социальных инноваций и технологий дает ответ на два очень важных взаимосвязанныхвопроса. Первый касается эффективности самой социальной инновации или технологии, а также позитивности результата, полученного от их внедрения. Он относится к прогрессивным социальным изменениям, которые происходят в зоне технологизации: росту производительности труда, качеству продукции и услуг, а также гуманизации или демократизации социальной среды и т.п.Второй вопрос ориентирует социальных технологов и проектировщиков на выяснение негативных последствий от внедрения социальной инновации или технологии. Ведь не существует абсолютно позитивных социальных нововведений и технологий: каждая инновация или технология – это сумма позитива и негатива. Поэтому основная задача процесса технологизации заключается в уменьшении негативных последствий от внедрения новых социальных форм.

При этом сами негативные последствия имеют нескольковидов. Одни из них имеют форму негативных остаточных деформаций, которые невозможно преодолеть, поэтому приходится мириться с ними и компенсировать потери от них.Другие негативные последствия носят временный, сопутствующий характер и свойственны, как правило, первоначальному этапу внедрения инноваций или технологий, когда люди еще не успели адаптироваться к ним. Однако в будущем эти последствия не смогут оказывать отрицательных воздействий на жизнедеятельность людей, особенно если оказать им необходимую помощь в адаптации к внедряемым новшествам или технологиям. Отсюда следует, что социальные инновации или технологии обладают не только позитивным, но и негативным эффектом воздействия на поведение и жизнедеятельность социальных групп и отдельных индивидов, а также существенно изменяют их статусно-ролевые характеристики в обществе. Поэтому для проверки эффективности и результативности ин­новаций и технологий нужно решать следующие весьма важныезадачи:

  1. определять эффективность социальной инновации или технологии, а также их позитивный эффект;

  2. выяснять степень явного негативного эффекта от внедрения социальной инновации или технологии, а также их деструктивных последствий для социума;

  3. оценивать возможные скрытые негативные последствия, которые могут проявиться в будущем;

  4. определять интегральный эффект от социальной иннова­ции или технологии с учетом как позитивных, так и негативных последствий.

Заметим также, что проверка социальных инноваций и технологий направлена на определение их эффективности с точки зрения возможности разрешать назревшие социальные проблемы, а также удовлетворять насущные социальные потребности людей, которые стали причиной проектирования, конструирования и внедрения рассматриваемого новшества или технологии.

Процедура проверки эффективности социальных инноваций и технологий достаточно сложна и включает в себя применение различных способов или методов. Эта процедура, как правило, представляет собой некоторую деятельностную систему, в которую интегрирована целая совокупность различных способов проверки эффективности социальных инноваций и технологий. Среди них принято выделять в основном четыре группы методов:

  1. методы мысленного моделирования и экспериментирования, состоящие в оперировании мысленными моделями нововведений и социальной среды, а также их взаимодействием и взаимовлиянием друг на друга;

  2. экспертные, предполагающие привлечение к оценке эффективности социальных нововведений и технологий высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов;

  3. методы натурного социального экспериментирования, ориентированного на проверку социальных нововведений в реальных социальных условиях посредством организации экспериментального функционирования социального новшества или технологии в контролируемых и управляемых условиях микромасштабного социального бытия или микросоциального уровня;

  4. методы прогнозирования перспектив социальной инно­вации или технологии, которые отличаются от предыдущих методов проверки тем, что эффективность новшества прове­ряют не с позиции актуального бытия общественной системы, а с точки зрения его соответствия будущим проблемам, целям или формам развития социума. Применение этой группы мето­дов дает возможность сделать вывод о перспективности соци­альной инновации или технологии.

Социальная практика, реализующая свою критериально-проверочную функцию, по-разному представлена в каждой группе этих методов. Если в первых двух группах она имеет как бы в опосредованной форме, когда истинные мысленные логические конструкты (модели) проверяют истинность самой системы конструкций или проверка осуществляется на базе опыта специалистов-экспертов, который практически всегда оказывается шире и богаче опыта социальных проектировщиков, то в третьей группе методов социальная практика нарабатывается эмпирически в случае функционировании социального новшества или технологии в условиях экспериментального социального бытия.

Эта предметная и актуальная социальная практика, в отличие от "мысленной практики" первой и второй групп методов, в значительной степени акцентирована на прошлом социальном опыте людей. Однако в условиях трансформации современного общества прошлый и актуальный нынешний опыт не всегда полезен, ибо то или иное социальное нововведение не имеет аналогов в прошлом и настоящем. Поэтому нужен своеобразный "обстрел" социальных инноваций и технологий с позиций тенденций будущего развития, а также их соответствия будущему состоянию общественной системы. Следовательно, прогностическая деятельность в области социальных инноваций и технологий – это еще и важный способ их проверки на эффективность, результативность и перспективность внедрения или использования.