logo search
Теория социальных технологий Учеб

Классификация социальных проблем

Основание классификации

Характеристика видов социальных проблем

1

2

Сфера положения

Экономические, сконцентрированные в экономической сфере (экономической подсистеме) общества;

экологические, определяющие состояние природной среды и взаимодействие человека с ней;

собственно социальные, определяющие развитие социальной сферы общества;

политические, сосредоточенные в политической сфере общества и влияющие на эффективность функционирования органов государственной власти;

правовые, касающиеся соблюдения прав и законности;

культурологические, имеющие культурологическую природу и влияющие на формирование культурных ценностей;

духовные, отражающие уровень общественного сознания и развития духовности в различных ее формах и проявлениях

Тип объекта

Целевые, связанные с трудностями определения цели;

деятельностные, выражающиеся в трудностях структурирования, планирования и осуществления человеческой деятельности;

институциональные, отражающие сложность становления, функционирования и развития социальных институтов;

организационные, определяющие содержание становления, развития и функционирования организационных систем;

ресурсные, обусловленные недостаточностью или избытком материальных, трудовых и других ресурсов;

кадровые, связанные с отбором, подготовкой и должностным продвижением персонала;

конфликтогенные, содержащие то или иное противоречие, которое доведено до конфликта;

информационные, обусловленные дефицитом или избытком информации, а также неэффективностью ее переработки, распространения и использования;

ментальные, проявляющиеся в своеобразном складе психических свойств и качеств, а также в особенностях их проявления в действиях людей

Степень остроты

Латентные, имеющие скрытый характер;

актуальные, которые носят явный характер и должны быть разрешены, но не представляющие в данный момент угрозы для жизнедеятельности;

обостренные, содержащие в себе угрозу для жизнедеятельности людей

Степень масштабности

Локальные, охватывающие сравнительно небольшое социальное пространство;

региональные, охватывающие отдельные регионы или группу регионов;

национальные, существующие в масштабах всего государства;

глобальные, охватывающие всю цивилизацию

Роль в общественной жизни

Основные, определяющие содержание того или иного социального явления;

производные как формы проявления основных социальных проблем;

дополнительные, привносимые внешними факторами;

главные, определяющие сущность и природу социального явления или процесса;

второстепенные, определяющие неосновные аспекты социального явления или процесса

Характер воздействия на общество

Конструктивные, содержащие в себе методы решения некоторой общественной задачи;

деструктивные, таящие опасность частичного или полного разрушения социальных объектов

Степень новизны проблемы

Старые, имеющие длительную историю;

традиционные, к которым люди привыкли, "сжились" с ними;

новые, которых ранее не было

Степень устойчивости

Стабильные, не меняющие своего содержания в разные периоды функционирования социального объекта;

переменные, изменяющие свое содержание в зависимости от различных факторов

Положение источника формирования

Внутренние, содержащиеся в самом социальном объекте или процессе;

внешние, воздействующие на социальный объект или процесс извне

Способ разрешения

Стихийные — результат действия множества факторов; они разрешаются сами по себе;

сознательные, для разрешения которых нужно приложить специальные интеллектуальные и практические усилия;

планомерные, которые можно разрешить планомерное;

творческие, для разрешения которых необходимы нестандартные подходы;

конформистские, предполагающие примирение различных точек зрения;

формальные, фиксирующие не содержание, а форму (внешние аспекты) социального объекта или процесса;

бюрократические, связанные с административными барьерами и волокитой управленческого аппарата;

оптимальные, разрешаемые наилучшим образом;

неоптимальные, разрешаемые не лучшим образом;

реформистские, предполагающие частичные или неглубокие преобразования социального объекта или процесса;

революционные, предполагающие коренные, кардинальные изменения социального объекта или процесса

Степень информационного обеспечения

Информационно избыточные, для разрешения которых информации в избытке;

информационно противоречивые, характеризуемые наличием противоречивой информации;

информационно недостаточные, для осмысления и разрешения которых не хватает информации;

информационно достаточные, имеющие достаточное информационное обеспечение для их анализа и разрешения

Частным случаем является проблема избытка ресурсов, при которой зачастую невозможно достичь цели. Например, избыток денег в избирательной кампании может иногда приводить к поражению, так как кампания начинает сводиться не к привлечению средств членами команды за остроумные и результативные технологии, а к их распределению за рутинную, нетворческую и нерезультативную работу.

Кадровые проблемы отражают различные аспекты работы с персоналом. К ним следует отнести проблемы некачественного отбора, подготовки и продвижения кадров, их избытка или недостатка, стабильности или текучести, развития в трудовых коллективах обстановки делового сотрудничества либо социальной напряженности или конфликтов. Своевременное разрешение кадровых проблем в социальных организациях – один из важнейших факторов их устойчивого функционирования и развития.

Информационные проблемы характеризуют состояние и использование информации как одного из важнейших ресурсов современного общества. Наиболее важны здесь нехватка, избыток или противоречивость информации, ибо это не дает возможности вырабатывать и принимать оптимальные управленческие решения.

Ментальные проблемы связаны с особенностями субкультуры тех или иных социальных групп. Эти проблемы особенно актуализируются в эпоху общественных перемен, когда не только происходят значительные изменения в экономике, политике, социальной сфере, но и меняются парадигмы общественного мышления. Чаще всего эти проблемы сводятся к отсутствию новаторского мышления, созидательной активности, умения действовать оперативно и самостоятельно в экстремальных ситуациях и т.п.

Еще одно основание классификации – степень остроты проблемы, согласно которой все проблемы подразделяют на латентные, актуальные и обостренные.Латентные проблемы пока не тревожат общество, однако они могут обостриться через некоторое время в благоприятных для них условиях. Своевременно обнаружив эти проблемы, можно предотвратить их.Актуальные проблемы носят явный характер. Они не только беспокоят людей, влияя на характер их поведения, деятельности и образа жизни, но и приводят к деградации социальных институтов, отношений и процессов. Однако они, как правило, вялотекущие и не угрожают существованию социума.Обостренные же проблемы пронизывают все сферы и структуры общества, создавая тем самым своеобразные зоны его разрушения. Для разрешения латентных проблем необходима профилактика, актуальных – "лечение", а обостренных – оперативное спасение общества и его подсистем.

По масштабу проблем их подразделяют налокальные, региональные, национальные иглобальные. Локальные проблемы затрагивают лишь отдельные подсистемы общества, региональные – целые регионы или их группы, национальные развертываются в общенациональных масштабах, а глобальные являются общецивилизационными, для их разрешения необходимы огромные межгосударственные усилия.

По их роли в обществе проблемы подразделяют наглавные, т.е. наиболее важные, ключевые ивторостепенные, малозначимые проблемы.

По степени конструктивности воздействия на общество выделяютконструктивные проблемы, возникновение, формирование и разрешение которых влияет на общество созидательно, идеструктивные, воздействующие на социальные системы разрушительно.

Следующее основание классификации проблем – степень их устойчивости. Наиболее устойчивыстабильные проблемы, которые существуют всегда, практически не изменяясь.Переменные проблемы постоянно изменяются под воздействием различных факторов.

В зависимости от положения источника формирования все проблемы можно подразделить навнутренние ивнешние. Внутренние проблемы, как правило, связаны с природой социального явления и его потенциями, а внешние оказываются результатом взаимодействия социальной системы с внешней средой.

По способам разрешения социальные проблемы (что принципиально важно для разработки проблем) подразделяют настихийные, сознательные, планомерные, творческие, конформистские, формальные, бюрократические, оптимальные, неоптимальные, реформистские, революционные.

И, наконец, проблемы можно классифицировать по степени информационного обеспечения при их описании. Поскольку любая социальная проблема представляет собой не только объективное общественное явление, но и некоторую модель, в информационном пространстве общества, то описание социальной проблемы может бытьинформационно избыточным, недостаточным, противоречивым идостаточным для построения адекватной ей модели.

Для объяснения социальных проблем (табл. 60) из элементов каждого основания выбирают тот, который соответствует данной проблеме. В результате получается полное сущностно-содержательное описание исследуемой социальной проблемы, которое затем развертывается в конкретную социальную ситуацию.

2. Этап сбора социальной информации посредством изучения опыта преобразования социальной действительности, а также аналогичных или близких по содержанию социальных проектов включает, прежде всего, создание информационной базы по следующим направлениям:

а) получение необходимой информации обо всех аспектах исследуемой проблемы, для сбора которой применяют различные методы – статистические, социологические и социально-психологические, а также качественные и количественные;

б)изучение имеющегося опыта решения таких или подобных социальных проблем (особого внимания заслуживает анализ проблемы с точки зрения соотношения общего и особенного);

в) накопление сведений о способах, методах и технологических решениях таких или подобных проблем (весьма важно, опираясь на методологический арсенал социальной инженерии, а также на общение с социологами, проектировщиками, конструкторами, испытателями и управленцами, определить, какие методы и технологические решения приемлемы для этого социального проекта).

3. Этап накопления и систематизации социальной информации завершается обоснованием возможности и целесообразности социального проекта, формулировкой его замысла и созданием концепции проекта. Обоснование необходимости создания социальной технологии определяется ее актуальностью (т.е. пригодностью для решения назревших общественно значимых проблем), возможностью (наличием в обществе способов, методов и условий разрешения проблемы посредством построения этой технологии), а также целесообразностью, которая определяется разумностью затрат на проектирование и внедрение технологии.

  1. Этап формирования технического задания на проектирование завершается определением основных требований к социальному проекту (технологии).

  2. Этап разработки и принятия решения о проектировании социальной технологии включает утверждение технического задания на разработку проекта и основных требований к нему, определение сроков его выполнения и оценку ресурсов, необходимых для выполнения проектировочных работ, а также характеристику исполнителей проекта. Завершается эта работа принятием специального документа о проведении проектирова­ния социальной технологии.

  3. Этап формирования коллектива (команды) проектировщиков состоит в том, что на основании распорядительного документа о проведении проектирования и технического задания на разработку социального проекта руководитель (ответственный за создание проекта) создает творческую команду, которая должна разработать проект.

  4. Этап разработки программы и рабочего плана по выполнению социального проекта включает такие действия:

а) определение системы управления проектом, т.е. распределение обязанностей между его руководителем и членами команды проектировщиков, а также выработка системы контроля за выполнением проектных работ и их оценки, методов стимулирования и т.п.;

б)уточнение целей и конкретизацию задач проектирования социальной технологии, поскольку специалисты, которые разрабатывали техническое задание, дают в нем описание лишь общей концепции, где выдвигают зачастую завышенные требования;

в) построение графика проектировочных работ;

г) распределение между членами командызаданий на проектирование, в которых должны быть четко определены конкретные задачи и порядок взаимодействия, а также сроки исполнения работ и их ресурсное обеспечение;

д) подготовку членов коллектива к процессу проектирования. Поскольку для выполнения социального проекта нередко нужно решать принципиально новые задачи, то в коллективе проектировщиков могут возникать проблемы из-за неподготовленности отдельных сотрудников к выполнению сложной проектировочной работы (недостаток квалификации, опыта или знаний и т.п.). Потому задача этого этапа – максимально подготовить и адаптировать коллектив проектировщиков к выполнению сложных операций и видов работ, связанных с созданием проекта социальной технологии.

8. Этап осуществления самого проектирования, которое в узком смысле слова представляет собой создание определенной модели социального объекта или процесса. Этот процесс базируется, как правило, на системном подходе, включающем определение и описание на основе технического задания функций проектируемой системы, для выполнения которых затем моделируют структуру системы. Немаловажную роль в процессе проектирования играет также развертывание "дерева целей", с помощью которого можно представить деятельностную систему в виде некоторой иерархии целей-действий, сводящихся в конечном итоге к простым операциям. Поэтому процесс проектирования на этом этапе включает такиекомпоненты:

временное проектирование –размещение социальных процессов в определенном социальном времени. Для этого определяют направление вектора времени в социальной технологии, т.е. ее развитие, синхронность, ритмичность и т.п. Социальная технология – процесс, который развертывается не только в пространстве, но и во времени. Она простирается от прошлого через настоящее в будущее. Это прогрессивный тип социальной технологии. Общество, которое использует прогрессивные технологии, построенные на внедрении передовых достижений цивилизации, развивается. Бывают и традиционалистские технологии, миссия которых заключается в "консервации" настоящего. Некоторые из них очень важны и прогрессивны, например сохранение культурных ценностей малых народов. Однако доминирование в обществе традиционалистских технологий приводит к его отставанию от передовых стран. Еще интереснее случай, когда вектор социального времени направлен в прошлое. Иногда это оправдано – например, при рекреации городских территорий, которые словно возвращаются в прошлое с точки зрения их экологических характеристик. Но чаще всего такое направление вектора социального времени в технологиях временно превращает общество в заповедник прошлого. Из приведенных примеров понятно, что временное проектирование – довольно сложный и очень важный аспект социального проектирования, от которого напрямую зависит поступательное и прогрессивное развитие социума;

Наряду с этим социальная технология организационных изменений, согласно Лерри Грейнеру, включает такие компоненты:

а) анализ внешней среды и внешних факторов;

б)посредничество и переориентацию внимания руководства на новые цели, задачи, проблемы. Здесь важно выделить критические факторы успеха работы организации;

в) диагностику организации и осознание необходимости перемен. При этом собирают информацию, обрабатывают ее, подготавливают общественное мнение, т. е. процесс происходит сверху вниз;

г) отыскание нового решения и выработку обязательств (денежных и материальных гарантий);

д) организационный эксперимент и выявление трудностей в функционировании организации;

е)выработку стимулов к изменениям и обеспечение согласия между людьми.

Условия успешности организационных перемен в социальной системе довольно многообразны и включают в себя следующие аспекты: а) необходимо распределить полномочия между руководством и работниками так, чтобы достичь баланса власти; б) быстро преодолевать сопротивление переменам (вплоть до увольнения сопротивляющихся работников; в) организовать процесс содействия переменам не только сверху вниз, но и снизу вверх; г) выявить проблемы организации при помощи независимых экспертов или консультантов; д) тщательно обследовать организацию и провести необходимые эксперименты.

Кроме того, важнейшим технологическим аспектом организационных изменений социальных объектов является процедура их реорганизации, которую можно представить в виде таких последовательных действий: а) постановки диагноза состояния организации (тесты, опросы ее членов); б) передачи результатов обследования членам организации; в) оглашения планируемых решений по реорганизации; г) проведения эксперимента в отдельных отделах и подразделениях организации; д) выявления проблем в процессе эксперимента; е) исправления ошибок; ж) поэтапной реальной реорганизации социальной системы.

9. Этап оценки социального проекта (социальной технологии) включает анализ нескольких аспектов: а) эффективности предложенного в проекте нововведения; б) эффективности самого процесса проектирования; в) реалистичности разработанного нововведения, а также проблем и последствий его внедрения.

10. Этап воплощения (внедрения) проекта (технологии) в социальную реальность, т.е. конструирование – решающая фаза в процессе движения от разработки социального проекта до его практического внедрения. Он включает в себя,во-первых, поиск и определение той "социальной материи", в которую должен быть воплощен проект;во-вторых, опредмечивание проекта в некоторой совокупности социальных объектов и процессов;в-третьих, коррекцию или согласование проекта с его реальным воплощением. Наиболее сложные проблемы социального конструирования — недостаточность ресурсов для воплощения проекта, "рассасывание" социальной конструкции средой или отторжение ее социальной реальностью.

Социальное конструирование, таким образом, представляет собой единство двух процессов:с одной стороны, это логический мыслительный процесс, включающий элементы интуиции и инсайта (озарения), ас другой –практическая деятельность по опредмечиванию проекта в социальную конструкцию. При этом второй процесс развертывается от абстрактно сформулированного задания на реализацию социального проекта через функциональные элементы к желаемому результату.

Основу структуры процесса социального конструирования составляет связь между заданием на конструирование и наилучшим вариантом его решения. Это дает возможность выделить в этом процессе его фазы в строгой (единственно возможной) последовательности.Первая фаза процесса социального конструирования состоит в анализе задания на конструирование, которое должно содержать всю необходимую и достаточную информацию для возможных решений.Во второй фазе анализируют имеющиеся проекты и конструкции, которые соответствуют техническому заданию. При этом предполагают, что такой проект уже создан в процессе социального проектирования, а конструирование – только способ его опредмечивания и доведения до ранее сформулированных требований.Третья фаза включает воплощение социального проекта, разработанного в соответствии с требованиями технического задания, в социальную реальность, а также создание новых элементов, структур, подсистем, конструкций и т.п.; установление связей между ними; формирование алгоритмов функционирования социальной конструкции и обучение персонала; разработку рабочих правил и принципов.Четвертая фаза заключается в запуске социальной конструкции и ее испытании в целях выявления недостатков и оценки ее эффективности на основе проведения мысленных и натурных экспериментов. Напятой, последней, фазе устраняют недостатки функционирования социальной конструкции и улучшают ее рабочие параметры и принципы.