logo search
Теория социальных технологий Учеб

17.2. Структура и виды операциональных систем

Любая социальная технология (например, производственная или образовательная) – это операциональная или операционально-деятельностная система, которая состоит из некоторой согласованной совокупности операций, в результате которых входные величины преобразуются в выходные.Операциональная функция социальных технологий включает в себя те действия (операции), в результате которых производятся различные товары или услуги, поставляемые социальной, а точнее – социально-технической системой (например, организацией, предприятием или фирмой) во внешнюю среду. Операциональную функцию имеют все социальные (трудовые) организации. При этом термины "операции" и "производство" взаимозаменяемы. Однако производством называют в основном выпуск товаров и переработку сырья, а термин "операции" трактуют значительно шире, так как он включает не только производство товаров, но и предоставление разнообразных услуг [29, с. 596].

Больше всего социальные (трудовые) организации отличаются друг от друга по характеру видов деятельности, входящих в операциональную функцию. Например, при производстве автомобилей перерабатывается огромное количество сырьевых материалов, листового металла: сначала из сырья производят отдельные детали и узлы, затем их собирают в основные изделия стандартной конструкции. Юридические же фирмы, больницы и большинство учреждений сферы услуг потребляют мало исходных материалов, но они приспосабливают свои услуги под требования клиентов. Так, авиационные компании, банки и университеты предоставляют стандартизиро­ванный набор услуг, давая клиентам возможность выбрать те, которые их устраивают.

Таким образом, полная система производственной деятельности социальной (трудовой) организации, включающая согласованную совокупность операций, является операциональной системой, которая в структурном отношении состоит изтрех основных подсистем: 1) перерабатывающей; 2) обеспечивающей; 3) управляющей. Схематично структуру операциональной системы можно представить так, как показано на рис. 43.

Для иллюстрации подсистем операциональной системы рассмотрим в качестве примера социальной организации университет, где эту систему можно идентифицировать с образовательной социальной технологией.

Перерабатывающая подсистема в этом случае выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. Для университета основными результатами деятельности являются, как правило, разработка и распространение знаний. Основная роль человеческого фактора проявляется здесь в получении результатов посредством научно-исследовательской и педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. Перерабатывающая подсистема потребляет материалы, в том числе бумагу и канцелярские товары. Для ее функционирования требуются также капиталовложения в виде аудиторий, кабинетов, лабораторий, мебели и оборудования. Кроме того, она должна получать информацию о достижениях в различных областях науки из различных печатных и других источников, посредством проведения заседаний кафедр, семинаров и конференций, а также поддержания профессиональных контактов с коллегами из других университетов. Нужно также, чтобы коммунальные службы подавали энергию для освещения и отопления университетских помещений, а также для работы компьютеров, полиграфического и другого оборудования.

Подсистема обеспечения не связана напрямую с производством выходных результатов, но выполняет весьма нужные функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. В университете эта подсистема включает библиотеку, компьютерный центр, ремонтно-эксплуатационную службу, книжные киоски, почтовое отделение, кафетерий, типографию и другие вспомогательные подразделения. Функция, которую считают частью подсистемы обеспечения в одной организации, в другой может быть составляющей перерабатывающей подсистемы. Например, в университете типография выполняет обеспечивающую функцию, а в коммерческом предприятии она может быть основной перерабатывающей подсистемой.

Информация

из внешней

среды

Информация

из внутренней

среды

Подсистема управления

L

Информация

о состоянии

системы

Планы, решения, корректирующие взаимодействия

На входе

На выходе

Перерабатывающая подсистема

Продукция, услуги

Подсистема обеспечения

Труд, материалы, капитал, информация, энергия

Рис. 43. Структура операциональной системы

Что касается подсистемы управления (планирования и контроля),то она получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве. Информация о целях, политике, основных направлениях и других внутренних параметрах поступает из внутренней среды организации, а информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологий, правительственных нормативных актах и других факторах – из внешней среды. Подсистема управления должна обработать весь этот обычно большой объем достаточно сложной информации и выдать решение, как следует работать перерабатывающей подсистеме. Как правило, должны быть решены конкретные вопросы: планирование производственных мощностей, диспетчеризация, управление материально-производственными запасами, контроль качества и многое другое. В университете эти функции планирования и контроля выполняет его администрация (ректорат), деканаты, приемная комиссия, учебный, методический, научный, плановый, кадровый и другие отделы. Расписание занятий составляют исходя из контингента студентов, заявок на курсы учебных дисциплин, имеющегося профессорско-преподавательского состава, аудиторного фонда. Качество преподавания и научных работ контролируется посредством анализа силами профессорско- преподавательского состава и исходя из оценок, которые дают студенты учебным курсам и преподавателям. Подсистема управления постоянно учитывает потребность в дополнительных преподавательских кадрах и соответствующих средствах.

Классифицировать операциональные системы можно разными способами. Рассмотрим двухмерную классификацию операциональных систем, основанную на характере выхода и типе используемого процесса переработки ресурсов (табл. 63). Таким образом можно проанализировать фактически любую операциональную систему.

Таблица 63